Комментарий Ижевской епархии к статье «АиФ. Удмуртия» о приходе в с. Каменное Заделье
3 ноября на сайте издания «Аргументы и факты. Удмуртия» вышла статья Ольги Перминовой под названием «Ничего святого. В Удмуртии монахини оказались на улице из-за закрытия храма». Поскольку материал описывает существующий конфликт и приводит точку зрения только одной стороны, Ижевская епархия вынуждена прокомментировать ситуацию.
Краткая история бывшего Покровского монастыря с. Каменное Заделье
Приход в Каменном Заделье основан в начале XX века, функционировал в Советские годы. Является местом паломничества из-за целебного источника преподобного Трифона Вятского.
14 октября 1993 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 16.07.1993 на основе прихода открыт женский монастырь (Журнал № 67 от 16.07.1993).
Духовником монастыря был назначен настоятель храма преподобного Трифона Вятского игумен Владимир (Наумов Виктор Владимирович) (1937 — 2013). Настоятельницей была утверждена монахиня Наталия (Спиридонова Нина Васильевна) (1950 года рождения) (Журнал № 8 от 26 февраля 1998 года).
После открытия монастыря игумен Владимир начал проповедь о приближении конца света и о явных признаках прихода антихриста, обличая священноначалие в «ереси экуменизма» и призывая насельниц и паломников отказаться от новых паспортов и ИНН. За это игумен был запрещен в служении и примкнул к лже-митрополиту Корнилию (Радченко) – адепту ереси царебожия – который «рукоположил» его во «епископа Ижевского и Удмуртского».
Монастырь не получил юридического оформления (и никогда не имел юридической регистрации в качестве монастыря). Единственной зарегистрированной религиозной организацией в Каменном Заделье оставался Приход храма преподобного Трифона Вятского.
В 2013 году игумен Владимир скоропостижно умер, а «митрополит» Корнилий назначил настоятельницей свое доверенное лицо – «монахиню» Даниилу (Машкову Наталью Ивановну).
Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. (журнал № 138) на территории Удмуртии была создана Удмуртская митрополия, в связи с чем были образованы самостоятельные Ижевская, Глазовская и Сарапульская епархии. Объекты прихода Трифона Вятского были зарегистрированы в собственности Глазовской епархии. После назначения правящим архиереем епископ Глазовский Виктор (Сергеев) несколько раз служил в храме обители, а также встречался с насельницами, которые заверяли, что воссоединились с Русской Православной Церковью. Но при этом регистрировать монастырь юридически они категорически отказались.
21 октября 2014 года в храме прихода служили епископ Глазовский Виктор и ныне покойный митрополит Николай (Шкрумко), на тот момент – управляющий Ижевской епархией и Глава Удмуртской митрополии. Владыка Николай по своему усмотрению вручил «монахине» Данииле (Машковой) указ о назначении ее игуменией монастыря (с этого времени она позиционирует себя как «настоятельница обители»). Однако этот указ не соответствует каноническим и уставным нормам, поскольку решение о назначении игуменов (игумений) монастырей принимает только Священный Синод (Положение о назначении на должность (освобождение от должности) игуменов (игумений) епархиальных монастырей, документ утвержден на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5-6.10.2011 г., журнал № 123, что также отражено в типовых Уставах епархиальных монастырей Русской Православной Церкви).
В 2016 году начался новый этап раскола, когда служащий в монастыре игумен Силуан (Бояров) и насельницы отказались поминать за богослужением Святейшего Патриарха и Правящего архиерея, обвиняя священноначалие в экуменизме и унии с католиками. После многочисленных безуспешных увещеваний со стороны епископа Виктора, игумен Силуан (Бояров) был запрещен в служении, а «монахиня» Даниила была отлучена от Церкви.
Все эти годы принимались меры к возрождению приходской жизни, однако назначаемых епархией настоятелей насельницы не допускают даже на территорию прихода.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2020-2021 годах в обитель четыре раза выезжала инспекционная комиссия Синодального отдела по монастырям и монашеству. В ходе последнего визита комиссия в составе архимандрита Феофилакта (Безукладникова) и игумении Сергии (Щербаковой) встретилась и побеседовала с каждой насельницей. По результатам собеседования насельницы изъявили желание вернуться в лоно Церкви, однако ни письменного, ни устного покаяния с их стороны не последовало. В итоге монастырь остался в расколе, в связи с чем и был упразднен решением Священного Синода от 23-24 сентября 2021 года (Журнал № 82).
Что в статье «Аргументов и фактов» не соответствует действительности?
1) В статье «монахиня» Наталья (речь, по всей видимости, идет о Машковой Наталье Ивановне) говорит о том, что втайне от них проходили манипуляции с земельным участком, храмами и строениями.
На самом деле после ухода монашеской общины в раскол насельницы, находящиеся на территории прихода, на протяжении нескольких лет не допускали в храм священников, назначаемых Ижевской епархией, фактически блокируя осуществление законной религиозной деятельности. В связи с этим 12.02.2009 г. регистрация юридического лица «Православный приход Преподобного Трифона Вятского Ижевской Епархии РПЦ» была прекращена как недействующего. В период отсутствия действующего юрлица все имущество прихода (земельный участок с постройками) было признано бесхозяйным.
2) В статье утверждается, что «По просьбе митрополита Александр Васильев (бывший Глава Балезинского района) подарил отмежёванный земельный участок при монастыре Удмуртской Епархии».
Однако органы местного самоуправления просто-напросто не вправе иметь в собственности религиозные объекты — они подлежат в установленный срок передаче религиозной организации. Поэтому признанное ранее бесхозяйное имущество прихода в ходе длительной многоступенчатой процедуры (установленной действующим законодательством с регистрацией через Росреестр) передано централизованной религиозной организации – Ижевская епархия.
В 2013 году регистрация юридического лица – прихода – была восстановлена с теми же регистрационными данными, но имущество приходу не передавалось. Дарение вообще между юрлицами не допускается по закону, а осуществляется безвозмездная передача имущества в собственность другого юрлица с регистрацией через Росреестр, при этом действия обретают юридическую силу только с момента государственной регистрации. Если обнаруживается какое-либо нарушение законодательства или факт обременения, Росреестр, запрашивающий данные в других ведомствах, не допустит оформления прав.
В 2014 году в связи с выделением Глазовской епархии как отдельного юридического лица имущество было оформлено за Глазовской епархией.
В 2021 году Священный Синод Русской Православной Церкви, заседание которого состоялось 23-24 сентября 2021 года, согласно прошению управляющего Глазовской епархии епископа Глазовского Виктора, принял решение об упразднении Покровского женского монастыря с. Каменное Заделье Балезинского района в связи с отсутствием у монастыря юридической регистрации и многолетним пребыванием его насельниц в расколе (Журнал № 82), после чего последовала передача этого прихода в ведение Ижевской епархии. Министерством юстиции Удмуртской Республики были внесены изменения в ЕГРЮЛ о принадлежности прихода теперь уже Ижевской епархии. Затем последовала передача имущества от Глазовской епархии приходу.
Таким образом, имущество, о котором говорится в статье, не принадлежит никакому монастырю (монастыря как юридического лица вообще никогда не существовало). Оно принадлежит приходу Трифона Вятского Ижевской епархии РПЦ (МП).
3) В статье неоднократно говорится о том, что на территории прихода прописаны восемь монахинь.
Согласно справке, выданной отделом МВД России по Балезинскому району, в период с 1921 г. по 2021 г. в сведениях о зарегистрированных лицах значится только одно зарегистрированное лицо. Это одна из бывших насельниц – женщина 1929 года рождения, которая в данный момент содержится в доме престарелых. Остальные находящиеся на территории прихода законной регистрации не имеют. Более того, за прошедшие годы согласия ни от одного из собственников о нахождении на этой территории они не получали. Правами на владение земельным участком и зданиями они никогда не обладали и не обладают.
4) Адвокат «монахини» Натальи утверждает, что насельницы «более 15 лет … открыто владели и пользовались этим недвижимым имуществом», поэтому, якобы, все предыдущие сделки с недвижимостью незаконны.
Однако незаконное владение и пользование собственностью не является основанием для возникновения каких-либо прав, поэтому пребывание насельниц в зданиях прихода является ничем иным, как самозахватом, а чинение препятствий в пользовании недвижимостью – самоуправством, что также установлено сотрудниками полиции в ходе неоднократных вызовов.
5) В статье «монахиня» Наталья отрицает пребывание в расколе и утверждает приверженность Русской Православной Церкви.
Фактически насельницы ни одному из правящих архиереев Удмуртской митрополии не подчинялись и не подчиняются, их деятельность, таким образом, не соответствует Уставу и положениям РПЦ (МП). То, что насельницы пребывают в расколе, что за богослужениями они не поминают Патриарха Московского, известно всем, об этом неоднократно писали в СМИ, представители этой монашеской общины не пытались вернуться в каноническое лоно Церкви, несмотря на многочисленные попытки духовенства Ижевской и Глазовской епархий уврачевать раскол.
В распоряжении пресс-службы имеются видеозаписи беседы с монахинями и их «духовником» — запрещенным в служении игуменом Силуаном (Бояровым) — в которых они на прямые вопросы представителей епархии об их вероисповедании отвечают, что верят в царя-искупителя, взявшего на себя грех русского народа. Как минимум это утверждение говорит о том, что их вероисповедание идет в разрез с православным вероучением, в котором исповедуется только Один Искупитель всех людей – Господь Иисус Христос. Под словами же «Русская Православная Церковь» «монахиня» Наталья, скорее всего, имеет ввиду какую-то альтернативную раскольническую церковь.
О текущей ситуации на приходе и о «выселении монахинь»
На данный момент Ижевская епархия ставит перед собой задачу возродить приходскую жизнь, сделать богослужения регулярными и доступными для всех желающих. Замкнутость «монашеской общины» и пребывание в расколе сделали недоступным это святое место для верующих, не разделяющих взгляды насельниц и их духовников. Но для этого законному настоятелю прихода и Приходскому Совету необходимо реализовать свои права во владении принадлежащей приходу собственностью (иными словами необходимо реализовать возможность распоряжаться храмом и приходскими помещениями).
Неоднократно на приход выезжала комиссия Ижевской епархии, чтобы через беседы и увещевания добиться доступа в храм. В настоящее время доступ к храму у настоятеля имеется он совершает регулярные богослужения, несмотря на колоссальное психологическое давление и постоянные провокации со стороны насельниц. При этом насельницы совершаемые каноническим священником богослужения не посещают.
Что же касается заявления о том, что монахини якобы остаются на улице – это прямая ложь. С самых первых встреч монахиням было сказано, что никто их выселять не планирует, такой цели просто нет. Несмотря на то, что насельницы находятся там незаконно, им предоставляется возможность остаться в помещениях прихода. Также по благословению Патриарха Кирилла им предоставлена возможность поселиться в одном из женских монастырей Ижевской епархии или поселиться в одном из Ставропигиальных женских монастырей.
Ложью является и заявление о «рейдерских методах» представителей Ижевской епархии. Епархия заинтересована в мирном урегулировании конфликта и в ходе встреч с насельницами действовала только методами увещевания и это можно доказать, поскольку все встречи зафиксированы на видео, а законность требований подтверждена сотрудниками полиции после неоднократного опроса представителей собственника и изучения документов.
Подтверждением благих намерений Ижевской епархии является и богослужебная деятельность: теперь все богослужения, совершающиеся в храме, доступны для паломников и прихожан. Приход всегда рад гостям и паломникам, желающим помолиться на этом святом месте. Например, при достаточно большом стечении богомольцев прошли престольные торжества на день памяти Трифона Вятского 21 октября.
Пресс-служба Ижевской епархии
Фоторепортаж с праздничного богослужения 21 октября:
Видеорепортаж газеты Газета Балезинского района «Вперёд»