Фотоискусство как миссия глазами православных фотографов
В Москве в Галерее классической фотографии в рамках курсов повышения квалификации для епархиальных фотокорреспондентов состоялся круглый стол на тему «Идите проповедуйте всем народам: фотография как миссия». Каждый, кто берет в руки фотокамеру с целью показать красоту богослужения, рассказать о церковных событиях: о крестном ходе или о приходском празднике, сам того не осознавая, становится миссионером. И качество этой миссии, ее результат зависит не только от профессиональных навыков фотографа, но и от того,какую идею он вкладывает в свою работу, в свое служение, насколько он внутренне свободен.
По мнению директора департамента работы с коллекциями Галереи классической фотографии Константина Бенедиктова, миссия для православного фотографа — это прежде всего преданность своему призванию. «Для каждого из нас важно находиться внутри творческого процесса, который не только поддерживает и развивает, но и помогает глубже проникать в суть вещей, лучше видеть и понимать людей», — отметил он.
Известный фотограф Георгий Колосов видит миссию как встречу одного человека с другим, способного средствами фотоискусства рассказать о своей вере. В способности с помощью фотографии «перекинуть мост» от своей души к душе другого и поделиться открывшейся ему радостью познания Бога.
Ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин уверен, что одна из ключевых составляющих миссии в фотографии является умение выразить свою благодарность Богу, так как это одна из основ свидетельства о Христе: «Если мы не будем говорить визуальными средствами о благодарности, мы не сможем что-то существенное сказать о нашей вере».
По словам фотографа Алексея Мякишева, каждому автору важно определить, что́ для него есть миссия, и суметь совместить это со своим творчеством. Но для слушателя курсов Елены Чистовой (Тверская епархия) стремление к этому вполне очевидно, если творчество фотографа христоцентрично, если Христос — главный ориентир и вектор его жизни. В этом контексте церковные фотографы призваны быть еще и богословами, убежден Сергей Чапнин, потому что они работают над созданием благодатного образа. «Последний раз мнение Церкви о богословии образа было высказано на VII Вселенском
Соборе в связи с иконоборческими спорами, — сказал он. — Затем почти 1000 лет Церковь не обращалась к этой теме, но самые яркие и убедительные образы создавались в Церкви и для Церкви. Сегодня все мы знаем, что уже не так». Поэтому в сфере визуальных искусств православные фотографы, архитекторы, иконописцы чувствуют себя достаточно одиноко. И у творческих людей, живущих в Церкви, назрела ощутимая потребность объединиться, чтобы открыто и профессионально обсуждать свои проблемы и делиться опытом.
Перед епархиальными фотографами сегодня стоит задача создать визуально новый образ Церкви. Но этого нельзя сделать, не обретясвой почерк, свой язык. И в этом как раз и может помочь та живая, творческая, культурная среда, которая начала формироваться на этих курсах, с последующим созданием группы в «Фейсбуке» (с возможными ежегодными встречами в дальнейшем).
Курсы были подготовлены Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия при поддержке Синодального информационного отдела и Галереи классической фотографии. В них приняло участие более 30 человек из 20 епархий России.
Алексей Реутский / Журнал Московской Патриархии №6 2015 (стр. 91)
Фото Михаила Боталова
Поздравляем всех фотографов, трудящихся над образом Церкви, с прошедшим 12 июля днем фотографа!