Как в школах республики изучают основы религиозной культуры и светской этики
Как в школах республики изучают основы религиозной культуры и светской этики.
В 2009 году на территории Удмуртской Республики, наряду с несколькими другими регионами России, проводилась двухлетняя апробация комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), состоящий из шести модулей. Это было новшество, вначале в школах наметилась легкая паника, но постепенно все стало на свои места. Что-то получилось, над чем-то предстоит подумать.
Что востребовано из шести модулей?
С чем пришла общеобразовательная школа к нынешнему учебному году? Православную церковь интересует в первую очередь положение с курсом «Основы православной культуры» (ОПК), так как большая часть населения страны и нашего региона условно относится к православным христианам или носителям этих традиций, несмотря на собственный выбор. Об этом мы беседуем с священником Андреем Петровым, руководителем отдела религиозного образования и катехизации Ижевской и Удмуртской епархии .
— Отец Андрей, какие модули оказались сегодня самыми востребованными в школах республики?
— Рабочими стали четыре модуля — «Основы светской этика», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры» и «Основы мировых религиозных культур». На первом месте — светская этика, ей занимаются примерно 50% школьников, на втором – мировые религиозные культуры – 30%, 15% детей проходят «Основы православной культуры» и пять процентов – исламскую культуру. Эти предметы изучают в четвертом классе целый год. Такие направления, как основы буддисткой и иудаистской культуры оказались невостребованными по причине малочисленности населения, относящегося к этим конфессиям, в нашем регионе. Многие выбирают «Основы мировых религиозных культур», но я бы не советовал. От этого предмета у пятиклашек каша в голове. Этот предмет надо проходить детям постарше, которые уже знают свои родные традиции.
Позвольте родителям выбирать
— С какими сложностями столкнулись, на ваш взгляд, школы?
— Пилотный проект закончился, и сегодня комплексный предмет ОРСЭ прописан и в федеральных образовательных стандартах, и в федеральном законе «Об образовании». В законе подчеркивается, что это абсолютно светский культурологический предмет, такой же как алгебра, русский язык, история и другие. Это — раз. Во-вторых, выбор того или иного модуля зависит от выбора родителей. Этот пункт оказался самым уязвимым на практике.
— Насколько я знаю, это происходит по многим причинам, отнюдь не потому, что наши педагоги и директора школ неодобрительно относятся к религиозной культуре.
— Некоторые школы еще во время апробации попробовали давать все четыре модуля, другие уже тогда пошли по легкому пути. В этом году представителей конфессий впервые в Удмуртии пригласили на родительские собрания, где решался вопрос о выборе модулей. У нас в регионе реально представлены две конфессии – Русская православная церковь Московского патриархата и Ижевский муфтият.
Расскажу о своем впечатлении после посещения одного из таких собраний.
Сидят родители, стоят директор и преподаватель этого курса (а учителей готовят по всем модулям, они – универсалы). Директор представляет курс, не перечисляя модули, и сразу заявляет: в нашей школе изучают такой-то модуль (например, «Основы мировых религиозных культур»). Есть преподаватель. Есть учебники. Сетка расписания составлена. Мы предлагаем выбрать этот модуль. И тут мне дают слово. Я рассказываю о других модулях, о том, что данный преподаватель может вести любой из них. Родители заинтересовались. А почему сразу не сказали? Одна мама поднимает руку: хочу, чтоб ребенок изучал православную культуру. Получилось, что я разрушил спокойную жизнь администрации школы. У них все эти годы ведется только ОМРК. Посмотрел бланк заявления, где должны быть прописаны все шесть модулей, а родители только подчеркивают выбранное. А там – только один.
А ведь есть подробное инструктивное письмо Минобраза России, как проводить такие собрания и как делать выбор из шести модулей. Родители этого не знают, так как сами не проходили этот предмет.
— А все эти проблемы при желании можно решить и они решаются в ряде школ Удмуртии, — продолжает отец Андрей. — . Там пошли по предписанному Минобразом пути и учитывают реальные пожелания родителей, не навязывая свои предложения. Например, в воткинских общеобразовательных школах №1, №9, №10, №12, где директора — Ирина Юрьевна Глазырина, Сергей Анратольевич Городилов, Татьяна Михайловна Задорожная, Галина Михайловна Кельдибекова. В Воткинсе и Ввоткинском районе управления образования вместе с благочинием священником Валерием Белокрыловым разработали график посещения священниками школ перед началом учебного года. Прошло общее совещание директоров города и района. Ижевская и Удмуртская епархия высказала свою позицию:. позвольте родителям самим выбирать! На одном из таких совещаний побывал глава Удмуртской митрополии митрополит Викторин, который акцентировал внимание директоров школ на ценности такого курса, и вручил лучшим, названным выше, епархиальную медаль священномученника Амвросия, епископа Сарапульского. Впервые этой медалью наградили работников образования.
Нет учеников, учителей, не хватает ставок
— На какие сложности ссылаются директора школ, что мешает вводить дисциплины по выбору свободно по закону и по совести?
— Говорят – нет учебников. А это муниципальные школы, и учебники они должны покупать на муниципальные средства, и обеспечивать ими детей бесплатно. Мы понимаем, что у муниципалитетов нет лишних денег, и стараемся помочь своими силами. В Воткинске отец Валерий Белокрылов нашел спонсоров, которые закупили для школ учебники по ОПК. Так же церковь помогает сарапульским школам. Другая проблема, как говорят директора, – нет подготовленных учителей. Она надуманная. У нас есть Институт развития образования — ранее называвшийся Институтом повышения квалификации учителей, где подготовка преподавателей этого курса отлажена.
Другое дело – качество и глубина подготовки. Летом владыка Викторин встречался с руководством этого института, и церковь пришла к договоренности об углубленной подготовке и переподготовке учителей по модулю ОПК. Готовится встреча митрополита с ректором Удмуртского госуниверситета по этой же теме. Говорят о проблеме тарификации, оплаты, ставках. Все это — технические вопросы, которые решаются не родителями, не священниками, а отделами образования и администрациями школ. Надо искать выходы. Как? В некоторых школах Удмуртии изучают три модуля. Выходят из положения: объединяют части классов в один, присоединяя даже детей из соседних школ. Именно это и прописано в рекомендациях Министерства Образования.
Оружие против детской преступности
— Значит, проблемы надумываются, чтобы проще было работать ?
— Директорам и преподавателям не сладко, так как это новые и сложные курсы. Но вводить их надо без ограничения. В Можге на республиканском совещании с руководителями школьного образования прозвучала сухая, но очень тревожная статистика. Растет процент детской преступности, наркомании и алкоголизма. Я думал там, сидя в зале: какие огромные средства расходуются, чтобы улучшить ситуацию, но, оказывается, это не помогает. Потому что работа идет по факту нарушений и преступлений. А эффективная профилактика может быть только на уровне воспитания и образования в школе. На это и нацелен курс ОМРСЭ, и более прицельно его модули – православный и исламский, и выхолащивать их нельзя. Дети должны воспитываться на традиционной нравственной основе, которая постепенно веками внедрялась в общество мировыми конфессиями, а в России в первую очередь православным христианством. Почему же не использовать этот ресурс в школах сполна! ОПК, как и исламская культура, прививка детям от нравственных язв – наркомании, алкоголизма, преступлений. Они потеряют на дурных влечениях не только свое здоровье, но и свою душу.
— Слышала, что РПЦ Московского патриархата считает, что год изучения ОПК — мало.
— Мы находим, что этот предмет в какой-то форме нужно преподавать все годы обучения. Пусть раз в неделю, но надо постоянно вести беседы о нравственности, о запретных страстях- грехах, о цели земной жизни каждого человека, о религиозной морали и основанной на ней русской культуре и истории.
— Каковы результаты вашего общения со школами и образовательными отделами администраций разного уровня? Ваши пожелания на будущее.
— Церковь всегда идет навстречу, решаем проблемы совместно. Сейчас преподавательским коллективам нужно повышать качество преподнесения этого курса, не делать его сухим, оторванным от реальной жизни детей. Мы бы хотели, чтобы такие учителя были верующими, но это не обязательно, хорошо, если у них горят глаза и они любят свою родную культуру.
Нина Пузанова / Удмуртская правда