Слово митрополита Викторина на открытии Рождественских чтений
Слово Главы Ижевской епархии, митрополита Ижевского и Удмуртского Викторина на открытии Регионального этапа Рождественских образовательных чтений Удмуртской митрополии «Традиция и новации: культура, общество, личность».
Уважаемый президиум! Выше Преосвященство! Всечестные отцы!
Братья и сестры! Дорогие друзья!
Тема Региональных чтений в этом году «Традиция и новация: культура, общество, личность». С христианской точки зрения не вызывает сомнений, что Традиция у нас одна, а новации – ее предложения, достижения и развития. Это принцип церковной жизни, где Христос – один, а путей приобщения к Нему много (Ин 14:6-7)
Здесь нет противопоставления, каждый из нас ищет свой путь к Богу, но в том направлении, которое указывает ему Церковь.
Традиция живет, постоянно обновляясь, обретая новые формы, совершенствуя собственное содержание.
Новация же в данном случае несет прикладной характер, искания путей и средств к достижению совершенства.
Вне Церкви стать носителем духовных ценностей и традиций не возможно.
В противном случае это будет безнравственная культура, безнравственное общество и безнравственная личность.
Святая Церковь преподает миру евангельский нравственный закон, завещанный Иисусом Христом. Сущность его особенно выражена в двух заповедях. Одна состоит в любви к Богу и ближнему. Вторая учит к самоотвержению: «Если кто хочет идти за Мной, Отвергнись себе, и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мф.16:24).
В течение многих веков вера Православная на Руси являлась органичной частью бытия нашего народа. Это находило отражение в духовных подвигах русской святости и в обычаях благочестия, бережно передаваемых из поколения граждан Отечества.
Православие определяющим образом воздействовало на формирование нравственных качеств наших соотечественников. Они осознавали, что живут на земле сотворенной Богом, и должны в своем жизненном делании соблюдать Его заповеди.
Святая Церковь учила людей любви к Отечеству, ответственному отношению к его судьбе.
Молитва и Труд – таково было главное содержание жизни человека. Благочестие являлось прочным основанием для большой и дружной семьи.
Религиозные идеалы лежали в основе представлений о смысле жизни, об уважительном и заботливом отношении к окружающим, о непреложности странноприимства, сострадания и милосердия.
Конечно, наша история в разные периоды знавали и примеры человеческого падения, но они ни как не оказывали определенного влияния на строй жизни. А он всегда был Православным.
Трагические события ХХ века, господство воинствующих безбожников, прервало вековую традицию воспитания. И вот уже четверть века мы пытаемся восстановить связь времен. И масштабность делания определяется новым периодом жизни в России — «Второго крещения Руси».
Непреходящие традиционные ценности в жизни человека — вера, нравственность, культура к сожалению отделены в современном мире друг от друга.
И не только наша страна переживает последствия богоотступничества, но и страны, в которых не проводился атеистический эксперимент, произошла дехристианизация общественной жизни.
Поистине пророческие слова были сказаны Святейшим Патриархом Алексеем II: «Потеряв свои христианские корни, народы Европы подписывают себе приговор утраты культуры, она не создаст своей постхристианской культуры, а просто уйдет из истории. Но русский народ, — сказал Святейший – слава Богу, ищет свои православные корни. В этом залог его жизни, а главное — будущего».
Сегодня действительно мы являемся свидетелями готовности людей обрести истинный смысл жизни на основе ценностей Православия, и мы должны соответствовать этим требованиям сегодняшнего дня, находить инновационный подход к преподаванию.
В этом деле общественного спасения Церковь, государство и школа является естественным соработниками.
Школа всегда была не только передатчицей знаний, но и активной участницей формирования личности ребенка. Сегодня ее задача стала ответственней и шире. Раньше вместе с ней воспитательную функцию выполняла и семья. Теперь же это общественный институт находится в состоянии кризиса. Добавим сюда разрыв преемственности поколений. И в итоге на ниве воспитания и образования трудится один педагог.
И мы предлагаем в сотрудничестве с Церковью помочь подрастающему поколению наших граждан научиться добру на примере великого сонма святых земли Русской, на примере вековых традиций нашего государства.
Минувшие 25 лет показали, насколько Православное просветительство оказалось востребованным. Это хорошо видно на примере Рождественских чтений, которые прошли путь от скромной конференции энтузиастов, до регулярного современного форума, привлекающего внимание к себе широкой педагогической общественности. Невольно воспоминается Евангельская притча о горчичном зерне, воплощения которой можно увидеть в огромном дереве православной педагогической деятельности, покрывающем всю России.
На этом древе есть веточка удмуртского духовного просвещения, как плода конструктивного взаимоуважительного сотрудничества Министерства образования и науки Удмуртской Республики и Удмуртской Митрополии.
Все более широкое признание получают слова великого учителя Константина Дмитриевича Ушинского, который возможно резко но верно сказал: «Для нас не христианская педагогика есть вещь не мыслимая – безголовый урод. И деятельность без цели, предприятие без побуждения позади, и без результатов впереди (соч.Т2. стр.452).
Нам часто говорят, что образование — светское и в рамках ОРКСЭ нам более подходит предмет светской этики. Проще всего говоря — воспитание толерантности. Толерантности к чему? К однополым бракам? К девицам с бородой?
Нет, в этом отношении Церковь всегда была воинствующей.
Президент России В.В. Путин высказал мысль, с которой нельзя не согласиться:
«Моральные ценности, без которых не может жить ни один человек, ни общество, не может быть никакими, кроме религиозных».
Как епископ Церкви, прежде всего, я должен сказать об основополагающей духовной традиции, способах сохранения — преподавания Основ православной культуры. Сохранять нечего, так как в большинстве городов и районов республики школы и управления образования к преподаванию Основ православной культуры равнодушны, отсюда и очень малый процент выбравших изучение Основ православной культуры.
В мае текущего года Департамент государственной политики в сфере образования Минобрнауки России выпустил письмо «Об изучении предметных областей основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) и Основ духовно – нравственной культуры народов России (ОДНКНР).
К ОРКСЭ мы уже привыкли, к новой предметной области Основы духовно-нравственной культуре народов России» — еще предстоит привыкнуть и наполнить реальным смыслом. Новый предмет должен служить логическим продолжением ОРКСЭ и будет преподаваться с 5 по 9 класс.
Выбор соответствующего курса в новой предметной области всецело компентенция образовательной организации. И выбор в пользу ОПК или другого модуля школа должна сделать самостоятельно. И это тоже очень важная тема, которую на сегодняшний момент надо срочно решать.
Уважаемые педагоги, хотел бы сейчас обратиться к вам. Тема духовно-нравственного образования не ограничивается только ОРКСЭ и ОДНКНР. Воспитательный потенциал содержится практически во всех дисциплинах гуманитарного цикла: истории, обществознании и литературы. Возможно, каждому предметнику стоит выделить, подчеркнуть духовно-нравственный контекст в своём предмете и сделать на него акцент.
Еще одна группа детей, на которую особо надо уделить внимание в духовно-нравственном воспитании, это кадетские казачьи классы. Кадетское движение растет и это будущие патриоты, поэтому разработка методик по патриотическому воспитанию необходима и всегда должна обновляться.
Ежегодно Рождественские образовательные чтения – это еще возможность подвести итоги.
В этой связи хотелось бы сказать о нашем участии во всероссийских проектах:
- Общероссийская олимпиада школьников по Основы православной культуры «Русь святая, храни веру православную!», в которой Удмуртская Республика участвует с момента её основания;
- Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодёжью на соискание премии «За нравственный подвиг учителя»;
- Педагогический конкурс Серафимовский учитель;
- Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира».
И еще несколько слов о православном образовании. К сожалению, у нас в республике нет ни одной православной гимназии, нет и православных детских садов – а ведь это уникальный образовательный феномен, традиционно сочетающий в себе высочайший уровень образования с приоритетным вниманием к вопросам воспитания подрастающего поколения на нравственных, Евангельских началах любви и добра.
Не могу ни сказать о семье: Семья является основой общества. Через ее оздоровление становится возможным и крупномасштабные изменения в жизни народа. Выдающийся русский философ Иван Ильин писал: «История показала, что великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-нравственных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи».
У нас нет сомнений в том, что возрождение семьи в России возможно только на основе вечных Евангельских ценностей. На основе заповедей Божьих.
Я имею в виду любовь как основу отношений между супругами, между родителями и детьми, так же взаимную верность и жертвенность участников брака, который является нерасторгаемым.
Есть три заповеди относящихся к семье: почитание отца и матери, о недопустимости прелюбодеяния и убийства. А мы являемся свидетелями того, как пропагандируется блуд, гражданский брак или детоубийства – аборт.
Такая свобода может только погубить наш народ. Свобода не должна быть вседозволенностью.
Все то, о чем мы говорим — и духовность, и нравственность, и образование, и семейные ценности — это и есть Традиция России, которую мы именуем Святой.
Основные направления деятельности Удмуртской Митрополии, кратко представленные в докладе, – это масштабные социальные, в большинстве своем церковно-государственные проекты, призванные развивать культуру нашего Удмуртского края, способствовать формированию гражданского общества, служить его духовному просвещению. Сегодня Церковь и общество, стараясь следовать традиции, формирует новации.
Благодарю за внимание!