Митрополит Викторин
«Мы стремимся защищать гражданские права нашей паствы»
— Владыка, в обществе последнее десятилетие не стихают споры о введении электронных систем идентификации личности. Государство постоянно стремится усовершенствовать, упростить систему учета и идентификации граждан. В свою очередь, в обществе возникают группы, настроенные против применения новых технологий в этой сфере. Эти группы существуют и поныне. Хотя и сейчас, эта тема массово не обсуждается, очевидно, что еще будут новые протесты радикально настроенных групп, будут, возможно, расколы и другие негативные явления. Так получается, что сейчас Вы – один из немногих, кто высказывается по этому поводу. Расскажите, пожалуйста, поподробнее о Вашей позиции по данному вопросу. Почему эта тема Вас так беспокоит сейчас?
— Действительно, в народе эта тема уже не первый год вызывает серьезные споры, которые то утихают, то возникают вновь. Тема эта очень важная и серьезная. Уже два десятилетия подобные проблемы будоражат российское общество. За это время Русская Православная Церковь выработала четкую позицию по данному вопросу, выраженную в постановлениях Священного Синода от 7 марта 2000 года, в посланиях Архиерейского Собора 2004 года к Президентам России и Украины, в Заявлениях Священного Синода от 6 октября 2005 года, в Определениях Архиерейского Собора 2008 года, в документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», в обращениях Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Определениях Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви».
Архиерейским собором 4 февраля 2013 года был выработан специальный документ по этому вопросу — «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных».
Тем не менее, в церковной среде всегда находятся деструктивные силы, стремящиеся разрушить единство Святой Матери-Церкви, они активно спекулируют на данном вопросе. Многие помнят, с чего все началось: в девяностые годы государством была создана система идентификации налогоплательщиков – организаций и частных предпринимателей. В конце девяностых идентификационный номер налогоплательщика стал присваиваться гражданам. В церковной среде нашлись люди, увидевшие в этом апокалиптические символы; они заявляли, что внедрение номерной идентификации – это первый признак скорого пришествия антихриста, а сами идентификационные номера отождествлялись, не много не мало, с «антихристовой печатью».
Ситуация усугубилась, когда государство начало разрабатывать систему электронных документов, идентифицирующих личность. После ряда экспериментов, в 2013 году в стране была введена в оборот универсальная электронная карта, которая удостоверяет личность гражданина и его право на получение государственных и муниципальных услуг.
Неоднократно этот вопрос становился главным лозунгом для радикально настроенных православных – некоторые «духовники» и «старцы», призывающие отказаться от ИНН или электронных документов, не просто вносят смуту в среду прихожан, но порою, уводят их в раскол.
Были такие люди и у нас, в Удмуртии, и они есть до сих пор. Были и есть священнослужители, которые проповедуют свои взгляды, отличающиеся от официальной позиции Русской Православной Церкви.
Более того, есть люди, которые говорят, что якобы и сам глава Удмуртской митрополии – митрополит Викторин придерживается подобных взглядов и поддерживает тех людей, которые отказываются от ИНН или иных средств идентификации личности.
Сразу хочу заявить, что моя позиция по данному вопросу никак не отличается, и никогда не отличалась от официальной позиции Святейшего Патриарха. В вопросах внедрения новых систем идентификации личности, я полностью солидарен с Патриархом.
В чем заключается эта позиция?
Начать стоит с того, что никакой документ, номер, код или любой другой внешний знак не нарушает и не может нарушить духовного здоровья человека, если, конечно, этот внешний знак не является следствием сознательного отречения от Христа и православной веры. Иными словами, только осознанный выбор человека – следовать Христу и Его заповедям, стараться жить по воле Божией, или осознанно отречься от этого пути – только это определяет духовное состояние, но ни как не внешние атрибуты жизни, тем более те, которые, порою, от нас вовсе не зависят. Это не только мое личное убеждение, эти принципы были сформулированы Священным Синодом еще в 2000 году.
Ведь о чем, по существу, ведутся споры? О новых системах учета граждан государством. Государство с древнейших времен теми или иными способами ведет учет своих жителей, это естественно, это нужно для обеспечения должного порядка в стране. Этому Церковь никогда не противилась. Более того, мы имеем Евангельский пример Святого Семейства: когда Пречистая Дева Мария и святой Иосиф Обручник, послушав повеление кесарево, чтобы «пошли все записываться, каждый в свой город» (Лк. 2:3), направились в Вифлеем, где и родился Христос.
В связи с развитием науки, культуры, и технологий, эти системы учета все больше и больше совершенствовались, становились эффективнее. В этом, опять же, нет ничего ужасного.
В то же время, я, как правящий архиерей, не имею права осуждать тех людей, которые все же убеждены, что от современных типов идентификации и учета граждан нужно отказываться, и делают это из религиозных побуждений. Я с уважением отношусь к их взглядам, к их мужеству, ведь отказ от этих документов, всегда связан с рядом проблем и неудобств в жизни.
Эти люди, которые не приемлют для себя новые системы идентификации, тоже являются нашей паствой, они члены Церкви Христовой и мы не можем закрывать глаза на их взгляды, не можем оставаться в стороне, когда они испытывают те или иные жизненные трудности в связи со своими убеждениями. Если, конечно, эти самые убеждения не приводят их к расколу с Матерью-Церковью, что просто не допустимо!
Заботясь о нашей пастве, мы должны также и заботиться о гражданских правах наших прихожан, защищать право на свободу вероисповедания, свободу совести, свободу придерживаться тех или иных убеждений и оставаться при этом полноправными гражданами той страны, в котором мы живем. И мы защищаем эти права.
Ведь официальная позиция Русской Православной Церкви такова, что она никогда не высказывалась категорично «за» или «против» ИНН или электронных документов, но она всегда выступала в защиту прав тех граждан, которые по своим убеждениям не готовы принимать эти формы идентификации.
В документе, принятом Архиерейским Собором в 2013 году, мы читаем следующее: «В задачи Церкви не входит подробный анализ причин отказа людей от конкретного технологического новшества. Однако Церковь убеждена, что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными. Те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу — использование традиционных методов идентификации личности. Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации».
И государство на данный момент прислушивается у голосу Церкви – мы знаем, что сегодня ИНН и электронные документы выдаются на добровольной основе.
То есть Церковь, заботясь о благополучии своих граждан, выступает за их конституционные права и просто-напросто за житейское благополучие. Как бы сам святейший Патриарх, или правящие архиереи, лично не относились к необходимости принятия или непринятия новых средств идентификации, официальная позиция Церкви такова, что мы с уважением относимся к убеждениям нашей паствы и должны обеспечить соблюдение их гражданских прав. Но, в свою очередь, паства не должна вносить смуту и расколы в Церковь своими убеждениями. Тем более, эти убеждения не должны стать поводом кому-либо уклоняться от гражданских обязанностей.
Еще раз скажу, что моя позиция абсолютно совпадает с этой официальной позицией, не потому что она официальная, а потому что она правильная. Правильная, с точки зрения христианской нравственности.
Я всегда стараюсь делать все от меня зависящее для защиты прав нашей паствы. К примеру, недавно я принимал участие в расширенном заседании коллегии Управления Федеральной Миграционной Службы России по Удмуртской Республике. Я был единственным, кто в ходе выступления поднял вопрос о введении новых способов идентификации личности граждан. Русская Православная Церковь и Ижевская епархия, в том числе, ведет активное многолетнее сотрудничество с УФМС. Представители миграционной службы неоднократно давали гарантию, что законопроекты о новых средствах идентификации граждан разрабатываются и будут разрабатываться с учетом позиции всех граждан страны.
Так обстоят дела на сегодняшний день. Что будет дальше – посмотрим, мы внимательно следим за всеми законопроектами, принимаемыми в этом направлении, даем свою оценку новым явлениям в жизни нашего общества. Как сказано во все том же документе Архиерейского Собора 2013 года, нам нужно проявлять в данных непростых вопросах духовную зоркость и христианское трезвомыслие, и помнить, что принести Богу добрые духовные плоды может лишь тот, кто пребывает во Христе и сохраняет верность церковному единству.
Беседовал Игорь Рысаев