Беседы о посте

«Пост – это время, когда мы должны забыть о себе»

Несколько раз в году Святая Церковь предлагает нам добровольно принять на себя на несколько дней испытание поста. Наиболее продолжительным и строгим является Великий пост, святые дни которого мы переживаем сейчас. Великий пост всегда отличен от других многодневных постов – к нему Церковь готовит нас заранее, в период Великого поста изменяется само богослужение. И каждый раз, в песнопениях, проповедях и чтениях Священного Писания, мы слышим в эти дни призывы к воздержанию и покаянию.

Традиция соблюдения строгого поста перед самым главным христианским праздником – Пасхой, очень древняя. В это время каждый должен пересмотреть свою жизнь, осознать правильно ли он живет, соответствует ли его образ жизни тем нравственным и духовным критериям, которые Господь наш Иисус Христос дал нам в Евангелии.

Для осуществления этого, Святая Церковь предлагает всем своим верным чадам воздержаться в дни поста от скоромной пищи, то есть пищи животного происхождения, а также воздержать себя от развлечений и супружеских отношений, иными словами, полностью посвятить себя только духовному совершенствованию.

Духовное совершенствование невозможно и без покаяния, то есть без осознания своих прегрешений, раскаяния в содеянных грехах. «Нет человека, который жив будет и не согрешит», — говорится в заупокойных песнопениях. Поэтому, покаяние необходимо всем. «В покаянии совмещаются все заповеди Божии. Покаяние есть сознание своего падения, соделавшего естество человеческое непотребным, оскверненным, и потому постоянно нуждающимся в Искупителе», — говорит святитель Игнатий Брянчанинов. Посему покаянием мы и готовимся к празднованию Пасхи – празднованию спасения рода человеческого, совершенного Господом Иисусом Христом.

За двадцать веков существования христианства, о посте было сказано и написано множество слов. Но всегда ли мы помним эти слова? Всегда ли отдаем себе отчет в том, правильно ли постимся, верно ли осознаем смысл поста? Не стал ли для нас пост формальностью, привычкой? Поэтому с каждым разом, снова и снова, Церковь, в лице своих священнослужителей, будет напоминать нам самые простые истины, о воздержании, покаянии и смирении.

 

Священник Дамиан Быков, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла п. Ува

Как правильно проводить великий пост? Не ограничиваться только телесным постом. Совершенно пустое дело не есть колбасу и сосиски и при этом не ограничивать себя в привычных утешениях (телевизоре, компьютере, газетах, развлекательных журналах и тому подобном). Получается лицемерие – внешняя форма без содержания.

Не только тело, но и душа должна поститься. Преподобный Варсонофий Великий говорит: «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста». Иными словами, внутренний пост, воздержание духовное, важнее телесного воздержания. Телесное воздержание, в свою очередь, является средством, а не целью.

Пост – это время не только для воздержания, но и время для покаяния. Обычно в начале поста люди несут на исповедь длинные «свитки» грехов, выписанных из покаянных книг. Но если мы будем только исповедоваться, но не будем реально стараться исправляться, то наше покаяние потеряет всякий смысл. Было бы неплохо, если бы, например, этим постом каждый определил несколько основных своих грехов – то, что особенно мешает приблизиться к Богу. Это может быть гневливость или склонность к осуждению, пустословие… У каждого свое. Отметив эти грехи, обратив на них особенное внимание, можно с Божией помощью начать и борьбу с ними.

Дай Господь, чтобы грядущий пост был благоприятен для нас, помог нам заглянуть в глубь себя, стать лучше, справиться с нашими грехами. Будем поститься «постом приятным»!

 

Священник Георгий Харин, настоятель храма свт. Николая Чудотворца г. Ижевск

Для верующего человека Великий пост – большая радость. Умилительные службы, поклоны, неповторимый церковный настрой… Однако не все бывает просто. Особенно поначалу. Обыкновенно когда человек отказывается от привычного для себя, внутри происходит целое возмущение, вскипают чувства, организм требует прежних удовольствий. Пост обнажает перед нами ту нашу немощь, о которой мы раньше, может быть, и не догадывались. И вся суть поста заключается в том, чтобы обрести власть над всеми нашими чувствами и потребностями. Научиться господствовать над ними тогда, когда они просят своего, не идти у них на поводу и явить победу духа над плотью — в этом смысл воздержания.

К сожалению, человек способен извратить любое доброе дело. Если мы держим пост без молитвы, приписываем себе заслуги воздержания от пищи, а не действию благодати Божией — все это несет в себе опасность возрастания в душе гордыни и превозношения. Одна из стихир Постной Триоди предостерегает от такой опасности: «От брашен постящеся, душе моя, и страстей не очистившеся, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидема будеши от Бога, и злым демоном уподобишися николиже ядущим». То есть не очистившийся от страстей постник, горделивый, превозносящийся, осуждающий ближних уподобляется злым демонам, которые никогда не вкушают пищи. Дай Бог, нам всем избежать этой злой участи.

 

Священник Роман Виноградов, настоятель храма Космы и Дамиана с. Бабино

«Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» (Ис. 58;3) – такими словами в древности взывал к Богу святой пророк Исаия.

Что же такое пост? Если говорить о внешней стороне, то пост – это телесное воздержание, воздержание от той или иной пищи. В современной практике – это,  прежде всего, воздержание от скоромной пищи, то есть мясных, молочных и вообще животных продуктов. За исключением строгих постов, разрешается, впрочем, вкушение рыбы. В строгие посты, кроме того, не разрешается употребление алкогольных напитков. Пост сопряжен также с воздержанием в брачных отношениях.

Но все это – лишь внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того, чтобы достичь высот на нашем духовном пути. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Ведь существует много причин, по которым человек не может соблюдать телесный пост, – например, болезнь, старость, нищета. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. Во многих случаях врачи запрещают больным отказываться от скоромной пищи. И нужно помнить, что Церковь никогда и никому не предписывает совершать насилие над своим естеством, не призывает нарушать предписания врачей.

Пост заключается в том, чтобы одеть нагого, накормить голодного, разделить хлеб свой с ближними. Сущность поста выражена в словах: “отдай голодному душу твою”. Пост – это время, когда мы должны забыть о себе, научиться жертвовать собою ради других. Время Великого поста дано нам именно для того, чтобы мы пересмотрели свою жизнь в этой перспективе. Это гораздо важнее и гораздо труднее, чем просто воздерживаться от какой-то пищи. Если в несоблюдении поста телесного мы нередко можем найти себе оправдание (болезнь, путешествие, недостаток материальных средств и т. д.), то в том, что мы не работаем по-настоящему над своей душой, над своим сердцем, нам нет извинения.

 

Священник Артемий Прозоров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Ува

Многие воспринимают пост как удобный случай, чтобы сесть на диету, но нам нужно понять, что пост и диета вещи несовместимые! Несовместимые, прежде всего, по своим задачам.

Ведь смысл поста – в очищении души и тела от мирской суетности. Смысл в том, чтобы в очередной раз доказать, что человек – существо разумное и сам управляет своими инстинктами и потребностями, а не наоборот.

На мой взгляд, каждый сам вправе решать для себя, как он будет проводить пост. Кто-то может воздержаться от курения, кто-то от употребления алкоголя, подростки, например, могут воздержаться от компьютерных игр или посещения увеселительных мероприятий. Ну а кто-то может и в полной строгости, в соответствии с церковным уставом, воздерживаться от скоромной пищи, если считает что ему это под силу. В каждом отдельном случае, подход к посту должен быть индивидуальный. Если есть хороший духовник, то лучше посоветоваться с ним. В любом случае, помнить нужно одно: пост дан для того, чтобы научиться воздержанию через ограничение себя в чем-либо. Каждый может в дни поста ограничить себя в чем-либо, лишь бы это было на пользу его душе.

 

Протоиерей Дмитрий Леонтьев, благочинный Завьяловского округа

Дмитрий ЛеонтьевДля того чтобы поститься правильно, именно правильно, необходимо понимать что такое пост — это упражнение в дисциплине воздержания и самоограничения, но не только в пище и питье, но и в образе нашей повседневной жизни. Воздержание от пищи есть начальное упражнение в посте, ибо «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем», как говорит апостол Павел. (1 Кор 8:8).

Упражняясь в воздержании, мы укрепляем себя духовно, помня о том, что сам пост не цель, а одно из средств к осуществлению цели христианской жизни – соединению с Богом. Наиболее лучший вариант проведения поста это сопровождать его духовными психотехническими практиками, которых достаточное количество в православной традиции совершения аскезы. Но перед вступлением на поприще поста нужно помнить главное, цель любой духовной практики, в том числе и поста – это опыт Богообщения, именно вокруг него центрируется и богослужебная и духовная жизнь христианина.

 

 

Священник Вадим Боталов, клирик Свято-Троицкого собора г. Ижевск

Вадим БоталовЧтобы понять суть поста, нужно сначала порассуждать о цели христианской жизни. Цель христианской жизни – это спасение души. Человек, как мы знаем, лишил себя благодати Божией в результате грехопадения, он подвергся закону смерти, стал удопопреклонным ко греху, как говорят святые отцы. В этой связи, спасение души, есть не что иное, как избавление от рабства греху.

Как можно избавиться от этого рабства? Как нам совлечь с себя всю ветхость и страстность нашей души? Без благодати Божией это невозможно. Свою падшую, склонную ко греху природу человек не одолеет без помощи Божией. Но, чтобы стяжать эту благодать, нужно приложить усилие, нужно начать бороться с грехом, со своей падшей природой и при этом в молитве призывать помощь Божию. Тогда мы вступим на путь стяжания Божией благодати, на путь спасения.

В этом свете, Великий пост есть как раз то время, когда человек может, не самостоятельно, но вместе со всей Церковью, покаяться, осознать свою греховность, путем воздержания начать бороться со своим грехом, и в молитве испрашивать у Господа помощь в этом деле.

Корнем всей человеческой греховности является самость, эгоцентризм или гордость. Пост также время для борьбы со своим самолюбием. Пусть в дни поста, каждый из нас трезво посмотрит на самого себя, познает на сколько он слаб и немощен, что не может побороть себя, своих страстей, поймет свою несостоятельность перед Богом. Такое признание будет для нас уже маленькой победой. Далее за этим признанием должно последовать покаяние, а за покаянием и исправление всей своей жизни по Евангелию.

Дай Бог нам всем, стяжать этот дар покаяния, чему нам должны способствовать воздержание, духовное совершенствование и молитва – все то, чему мы и должны посвящать свою жизнь в дни святого поста.

Работает на Prihod.ru при поддержке ORTOX.RU [Войти]
Перейти к верхней панели