200 лет со дня основания кафедрального храма

43_1

По данным последних исследований историка-краеведа, более 40 лет изучающего историю храмов Удмуртии, Евгения Шумилова, 2 июля исполняется 200 лет со дня закладки первого камня Александро-Невского кафедрального собора. В связи с этим, вспомним долгую и многострадальную историю кафедрального храма.

Необходимость возведения собора в центре Ижевска была осознана заводскими и духовными властями в результате майского пожара 1810 года, уничтожившего значительную часть города и главный в то время храм — деревянную церковь Ильи Пророка, встал вопрос о строительстве нового храма. Уже на следующий год заводской архитектор С. Е. Дудин, выполнил проект монументального собора с тремя престолами и тремя колокольнями, но проект был, отвергнут, в связи с излишней пышностью и дороговизной. Взамен отвергнутого проекта петербургские власти рекомендовали взять в качестве образца проект Андреевского Собора в Кронштадте архитектора А. Д. Захарова. Дудин откорректировал чертежи, исходя из местных условий, заменив гранит на заводское литье (чугун), а также упростив отдельные архитектурные формы собора, тем самым удешевив проект.

43_2Строительство каменного собора во имя Св.блгв.вел.князя Александра Невского в Ижевском заводе началось в 1816 г. на средства Артиллерийского департамента. На строительство храма жертвовал личные средства Император Всероссийский Александр I (Павлович).

15 октября 1823 г. Первый настоятель, протоиерей Захарий Лятушевич освятил храм в честь Святого благоверного великого князя Александра Невского. Южный придел был освящен в честь святой великомученицы Екатерины, северный — в честь Казанской иконы Божией Матери, нижний, «пещерный» храм — в честь священномучеников Власия еп. Севастийского и Модеста еп. Иерусалимского (целители и покровители домашнего скота).

Дни памяти святого Александра Невского (12 сентября и 6 декабря) и святой великомученицы Екатерины (7 декабря) отныне отмечали здесь особо торжественно как главные ижевские праздники. На Ижевском заводе эти дни были выходными. Мастеровые издавна, явочным порядком, устраивали себе в этот день выходной (поскольку он совпал с днем перехода прежнего завода Шуваловых в 1763 г. в казну) и проводили трехдневную Екатерининскую ярмарку с непременными катаниями в разнаряженных кошевках.43_5

В октябре 1824 г. проезжая через Ижевск, собор посетил Император Всероссийский Александр I (Павлович).

В 1830 г. в состав прихода собора входили: Ижевский завод, д. Лудорвай, поч. Кинервай, д. Верхний Якшур, поч. Воскресенский, д. Шудзи, д. Пазели, д. Русская Карлутка, д. Русский Вожой, д, Курегово, д. Якшур (Бодья), д, Щудья, поч, Выжоил, д. Дальний Сентек, д. Пирогово, д. Ягул-Чудзи, поч, Аюковский, д. Чушьялово, поч. Кирхнеров, д. Карлутка, поч. Ключи, д, Медведево, д. Люк-Чудзя, д. Щабердино, поч. Кидзядаи, д. Лгырман, поч. Старков, д, Вотская Карлутка, поч, Ярушки, д. Люк-Шудзя, д. Ближний Сентек.

Собор представляет собой идеальное воплощение культовой постройки высокого русского классицизма – строгого, «державного», по-петербургски холодноватого и щеголевато отточенного в общем силуэте и деталях. В истории архитектуры Удмуртии данное здание единственное окружено сразу восемнадцатью отдельно стоящими колоннами, типичными для высокого классицизма. Столь же характерен для него и наиболее совершенный тип объемно-плановой композиции собора. Данная композиция оказалась органично близка С.Е.Дудину как мастеру высокого классицизма. Развивая идеи А.Д.Захарова, а также К.Н.Леду, ижевец вообще большинство своих храмов подчинял пластическому образу «шара на кубе» («шар» вписан в полусферу купола и барабана, венчающего «куб» — четверик холодного храма). Этот образ определяет и внешний облик захаровско-дудинского создания в центре Ижевска.

Квадратный в плане, кубический по массе холодный храм перекрыт сферическим сводом на барабане. Распор гасят четыре мощных пилона со срезанными углами. Две подпружные арки, лежащие на оси запад-восток, раскрыты на алтарь и главный неф, а с юга и севера они трактованы как ниши. Главный неф отделен от боковых двумя колоннадами ионического ордера, из четырех колонн каждая. Перекрытие над главным нефом – коробовый свод. Традиционная для большинства православных храмов крестообразность плана обеспечена введением двух шестиколонных портиков с юга и севера холодного храма (аналогичный портик отмечает и западный фасад собора). Они тоже ионического ордера, но колонны здесь значительно тоньше внутренних колонн и с резко выраженным энтазисом (утолщением). Каждой внутренней колонне на северной и южной стенах трапезной части храма соответствует пилястра.

Над четвериком основания с западной стороны возвышаются два яруса колокольни типа восьмерик на четверике. Наиболее существенным отличием от кронштадтского прототипа является то, что там, у А.Д.Захарова, вместо восьмерика располагалась ротонда. Это различие объяснимо прежде всего тем, что в Ижевске верхний ярус колокольни был выстроен капитально (в камне, вместо прежнего деревянного яруса) только в 1877 г. – уже без захаровских чертежей и дудинского контроля, в атмосфере, когда стилевые тонкости высокого классицизма казались устаревшими и чрезмерными. Но данное различие не имеет какого-либо негативного значения. Наоборот, оно придает ижевскому зданию индивидуальную окраску.43_3

Храм стал градостроительным, идеологическим и даже астрономическим центром Ижевска. Последнее обстоятельство связано с тем, что именно колокольню собора избрали одним из 52 астрономических пунктов Вятской губернии. Точнейшие координаты колокольни были впервые определены военными топографами Генерального штаба в 1858 г. С.Е.Дудин талантливо связал собор в единую градостроительную композицию с главным корпусом оружейного завода, своим основным шедевром. Стройная колокольня ритмически и стилистически соответствовала заводской башне, расположенной с ней на одной оси. Промежуточный узел на той же оси образовала увенчанная скульптурой ангела с крестом триумфальная колонна в память князя Михаила Павловича. Таким образом, за 36 лет по градостроительным наметкам С.Е.Дудина в центре Ижевска сложился ансамбль, не имевший аналога в русском зодчестве. Ведущая градостроительная ось этого ансамбля ярче, чем где-либо еще, проиллюстрировала чередованием своих элементов державную православную триаду «ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО («Православие, самодержавие, народность»). Элементам триады точно соответствовали три узла главной оси Ижевска, вдоль которой ежедневно проходили тысячи рабочих завода.

«ВЕРА» — Александро-Невский собор (1820-1823).

«ЦАРЬ» — Михайловская колонна (1856). Она точно повторяла силуэт колонны в честь брата Михаила Павловича, Александра I, что украшала Дворцовую площадь в Санкт-Петербурге.

«ОТЕЧЕСТВО» — башня оружейного завода с триумфальной колонной и изображениями воинских трофеев (1815). Завод строился в Отечественную войну 1812 г. для защиты Отечества.

Александро-Невский собор долгое время был самым крупным храмом крупнейшего населенного пункта Вятской губернии. Естественно, прихожане и заводские власти уделяли большое внимание внутреннему убранству собора. Оно постоянно совершенствовалось. Первое, классически сдержанное убранство (живописец В.И.Албычев, резчик А.М.Канцырев) сменило в 1870-е гг. новое, выдержанное в прихотливом русском стиле (живописец К.А.Стародумов, резчик С.С.Голышев). Излюбленными приемами тогда в духе времени стали орнаментальный мотив «плетенки», обильное золочение и росписи стен масляной краской «под мрамор». Эти работы были продолжены в середине 1890-х гг. (живописец Е.Брюхов, резчик И.Тетерин). Таким образом, декоративный ансамбль интерьеров собора изначально эклектичен, многочастен и разновремен. Во многом он противоречит строгому, сдержанному внешнему облику собора.

В 1871 году при Соборе открылось попечительство, которое занималось просветительской благотворительной работой. Попечительство заботилось о бедных, занималось устройством больниц, школ, различных благотворительных учреждений, содержало богадельню. Благодаря усилиям попечительства в 1871 году была быстро ликвидирована эпидемия холеры в Ижевском заводе.

С 1875 года при храме действовала Воскресная школа на 135 учащихся, среди которых преобладали мальчики из ложевой мастерской оружейного завода. Александро-Невский собор являлся главным приходским храмом. В 1892 г. к собору были приписаны 3 церкви: Николаевская, Свято-Троицкая кладбищенская и Введенская домовая, 3 часовни: Михайловская, Крестовоздвиженская, Преображенская. В 1907 г. построена приписная Михайло-Архангельская церковь.

Закрытие собора43_6

После Великой Октябрьской революции 1917 года, многие культовые здания были изъяты у Церкви и стали использоваться для хозяйственных и культурных надобностей. В марте 1922 года комиссия под председательством члена ВЦИК И. А. Наговицына изъяла из Собора более пяти пудов серебра, золота, драгоценных камней.

По требованию юношеской секции Союза воинствующих безбожников и постановлению президиума Удмуртского облисполкома от 26 марта 1929 г. Александро-Невский собор закрыт. Летом из него были изъяты все 24 колокола общим весом 650 пудов. Тогда же разрушили колокольню и переоборудовали собор под клуб. С 1930 года здание собора служило как детский клуб и кинотеатр «Колосс», затем как музей с атеистическими экспонатами.  Небольшое кладбище вокруг алтаря было уничтожено и разграблено сразу – в 1929 г. А позже, в 1968 г., в соборный сквер, симметрично главному входу в собор, городские власти уродливо «всадили» общественный туалет.

В 1932 году, после новой реконструкции, здесь снова открылся кинотеатр.

Дальнейшая судьба бывшего собора оставалась неясной. В 1932 г. планировались как полная его реконструкция, так и тотальное уничтожение, «чтобы окончательно оформить Советскую площадь». Последний вариант должен был стать как бы провинциальным эхом московских взрывов 5 декабря 1931 г., уничтоживших храм Христа Спасителя. Идея сноса ижевского собора была градостроительно закреплена новым генеральным планом города.

43_7В качестве предварительного удара, однако, власти успели только снести в 1937 г. величественный купол. Без этой индивидуально яркой приметы культовой постройки здание стало восприниматься как типичное и заурядное произведение советского неоклассицизма. Этот эффект закрепила установка в 1952 г. по главной оси собора, на месте разрушенной паперти, монументальной статуи И.В.Сталина. Симметрично ему, с севера и юга, уже стояло два других монумента: И.Д.Пастухову (1933. В 1968 г. решением обкома КПСС отправлен в «ссылку» на глухой перекресток) и Е.М.Кунгурцеву (1950. В 1968 г. переставлен ради туалета к южному портику, а в 1992 г., по желанию прихожан, вообще перенесен на Карлутскую площадь.)

Но, судя по всему, наличие достаточно безвкусного ансамбля православного собора и трех советских монументов не спасло собор от постоянно угрожавшей ему перспективы полного уничтожения. Необходимость такого уничтожения официально не опровергалась.

Все это время уникальное, но изуродованное здание лицемерно числилось «памятником архитектуры I категории». Была претензия превратить собор в некий памятник: революционной истории. Во всяком случае с 1974 по 1995 г. на северном фасаде висела мемориальная доска в честь встречи банд формирования Е.И.Пугачева, якобы произошедшей здесь в 1774 г. (на самом деле его встречали у Пророко-Ильинской церкви, которая была тогда за рекой Иж). Другая доска предписывала считать автором здания второстепенного петербургского архитектора Л.И.Руска. Выявление в 1974 г. авторства А.Д.Захарова не только подняло значимость объекта (тем более что его кронштадтский прототип был уничтожен дотла в 1932 г.), но и позволило провести в 1982-1983 гг. первую очередь реставрации, ограничившуюся пока только восстановлением папертей, облицовки цоколя и внутренним ремонтом. Вторая очередь предусматривала полное восстановление силуэта здания и приспособление его под концертный зал с органом, что было вполне в духе модных тогда веяний.43_8

Но по мере приближения к реализации этой идеи, закрепленной уже и в государственных планах, а также в связи с углублением «перестройки» и празднованием тысячелетия крещения Руси, верующие все активнее начинали требовать возвращения своей святыни. Борьба за Александро-Невский собор – первый крупный пример такой борьбы «перестроечного» периода.

Возвращение храма верующим

43_930 ноября 1988 года на восстановленную Ижевскую Удмуртскую и Удмуртскую кафедру был назначен епископом Палладий (Шиман). 12 февраля 1990 г. постановлением № 49 Совета Министров УАССР здание собора номинально было возвращено епархии. Но реальная передача затягивалась и только 1 июля 1990 г. многострадальный собор был юридически возвращен епархии.

5 июля перед северным портиком собора, в присутствии всех священников епархии во главе с владыкой был отслужен благодарственный молебен с водосвятием. С этого момента началась новая история воссоздания собора, бывшего одной из главных жемчужин города. Настоятелем собора стал сам епископ Палладий. Сбор частных пожертвований на реставрацию, активно шедший в 1990-1991 гг., не дал ожидаемых результатов. Все собранное резко обесценилось в 1992 г. Реставрация растянулась на срок вдвое больший самого возведения храма в прошлом. Но и этот срок был бы недостижим, если бы не благородная помощь со стороны правительства Удмуртии, администрации Ижевска, частных фирм, ряда крупных предприятий, банков и обычных граждан.

На подготовку проекта реставрации и восстановления разрушенной колокольни и купола, ушло почти два года, руководил творческим коллективом заслуженный архитектор Российской Федерации Сергей Александрович Макаров в те годы еще малоизвестный, но уже зарекомендовавший себя как отличный специалист.

Первым служащим священником был иерей Сергий Жариков. Он начал первые богослужения в 1992 году. При храме появился небольшой книжный склад и иконописная мастерская православного братства во имя исповедника Сампсона. В 1992 году начались все основные строительные работы по возрождению собора.43_10

В 1993 году на Ижевскую и Удмуртскую кафедру был назначен архиепископ Николай (Шкрумко). При нем начались регулярные богослужения в южном приделе собора, для которого был изготовлен небольшой резной иконостас из дерева, а сам придел был освящен в честь Святителя и Чудотворца Николая.

Владыка Николай пригласил для знакомства в еще не обустроенное здание епархиального управления представителей церковной общественности, государственных и частных предприятий, журналистов и рассказал о себе и о насущных задачах, стоящих перед нашей епархией. К тому времени Владыка был уже умудренным жизнью человеком, пережившим Войну, ссылку, получившим хорошее церковное образование, имевшим опыт церковной дипломатической службы на Святой земле, в Сирии, США и Канаде. Собор св. Александра Невского постепенно, но неуклонно стал превращаться в любимое детище горожан. Появилось понимание того, что Церковь – это Христос, святые Его и все мы, крещеные люди, возглавляемые на земле духовенством и объединенные вокруг своих архипастырей. В глубинах народной памяти стала оживать мысль о том, что в России всегда в первую очередь благоукрашали храмы (они были самыми красивыми в мире), вооружали войско (оно было самым сильным в мире), а для себя – что останется, по средствам. Народ стал чувствовать сердцем, что самое главное строительство в городе происходит именно здесь, и от кафедрального собора, так или иначе зависит вся жизнь.23

Работы пошли быстро, даже быстрее, чем предполагали работники треста № 17, возглавляемого Александром Павловичем Курбатовым.

Из истории воссоздания собора

На уборку территории от стройматериалов и мусора требовалось, по их оценкам, не менее недели, но в пятницу зам.настоятеля протоиерей Виктор Костенков обратился к прихожанам за помощью и за два выходных дня все было убрано «под метелку», несмотря на моросящий дождь, а городское Управление благоустройства вывезло все на своей технике.

43_11Среди шума и пыли в алтаре, устроенном прямо под строительными лесами, совершались богослужения, народ молился о властях, переживавших тогда конфликтные времена, о строителях и о всех наших людях. Однажды в строящийся шумный храм пришли два человека, только что отбывшие уголовное наказание. Они хотели принять крещение, но для этого не было ни священника, ни подходящих условий. Владыка Николай, приехавший для встречи со строителями, помедлив, благословил нагреть воды в купели, переоблачился и крестил их, подумав при этом вслух: как знать, может быть, у них не будет больше возможности прийти в церковь.

У храма появились и первые благотворители. Ими были «белые платочки» — церковные бабушки, работавшие «во славу Божию», резчики по дереву Игорь Селиванов, Геннадий Бадыгов, иконописец Сергей Анисенков. Заслуженный преподаватель Людмила Николаевна Килина организовала первый детский хор и стала проводить Рождественские праздники для детей и взрослых. Начали оказывать помощь и представители государственных предприятий – «Ижмаш», «Удмуртэнерго», «Буммаш»; частные предприятия. Но большинство все же смотрело на дело пассивно или с корыстным интересом, так и стремясь вступить с Матерью – Церковью в рыночные отношения.

43_12Весь 1993 год реставрационные работы внутри собора не прекращались, в результате чего к концу года в основном был завершен комплекс внутренних ремонтно-восстановительных работ. Владыка Николай принял решение, что в начале 1994 года совершить освящение главного придела в честь Св.блгв.вел.кн. Александра Невского.

Немало нареканий пришлось выслушать Владыке на то, что собор восстанавливается кратчайшим путем, а не в точном соответствии с реставрационным проектом. Он всегда спокойно реагировал на критику, не раз повторяя, что реставрационный путь – долгий и дорогой, а служить, крестить и отпевать людей надо сегодня. Да и предреволюционное убранство храма складывалось постепенно, в течение целого столетия, и пройти этот путь за два года невозможно. Но в те дни появились и первые успехи. Скульптор Федор Блинов и художник Андрей Девятов восстановили лепнину. Иконописец Сергей Анисенков стал писать хорошие иконы, одобренные даже в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры. Однажды, когда известному удмуртскому художнику Менсадыку Гарипову рассказали об этом чуде, что «кузнец, никогда прежде не занимавшийся живописью, пишет хорошие иконы», он высказал недоверие: «Вы не понимаете в живописи, поэтому, наверное, хвалите». Увидев своими глазами образ Божией Матери «Тихвинская», мастер отреагировал кратко: «Беру свои слова назад». Удивительно и то, что если когда-то крещеные люди за плату, равную месячному заработку, сбивали с храма кресты, то в 1994 году кресты на куполе и колокольне монтировали даже еще и не крещеные монтажники. Однажды из-под самого купола упал, сорвавшись с лесов, рабочий. Он отделался только легкими ушибами. Бог благословлял и помогал во всем.

Освящение главного престола и всего собора состоялось 2 января 1994 года. Статус Кафедрального Собору присвоен Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 октября 1994 года. С этого момента богослужения в соборе стали регулярными.

Роспись собора велась почти 11 лет, в ней участвовали разные художественные бригады, от простых студентов художественных факультетов до заслуженных художников Удмуртской республики. В их числе; Член Союза художников Удмуртии. Заслуженный деятель искусств УР. Преподаватель Института искусств и дизайна УдГУ. Член Союза Художников России Веретенников Владимир Иванович (1950-2008), Арзаматов Вячеслав Михайлович — Член Союза художников Российской Федерации, художник-пейзажист, и многие другие.

Внешняя реставрация собора ни прекращалась вплоть до 1996 года.

В связи с большим количеством прихожан и нехваткой места, было принято решение о разборе двух приделов собора, Казанского и Никольского. 22 мая 1997 г. в день 70-летия владыки Николая, была начата разработка котлована под новый храм, в честь иконы Божией Матери «Казанская», входящий в комплекс будущего Свято-Михайловского собора, в 2001 году туда был перевезен, северный Казанский придел.

Никольский храм

С 1998 года на территории Собора началось строительство нового кирпичного храма в честь Святителя и чудотворца Николая. В 2000 году владыка Николай совершил малое освящение храма.

В 2000 году была закончена реконструкция и реставрация нижнего, «пещерного» храма, из него была перенесена трапезная для работников собора. В том же году храм был освящен в честь «Всех Святых в земле Российской просиявших». Храм стал Крестильным, в нем была установлена специальная купель для проведения таинства Крещения с полным погружением. В этом храме богослужение проводится лишь один раз в год на престольный праздник. В остальное время в нем проводят Таинство Крещения взрослых и детей.

В том же году было закончено строительство трапезной собора находящейся на территории комплекса собора, на глубине почти 6 метров под землей.

7 октября 2000 года, после продолжительной болезни скончался епископ Палладий (Шиман). Находясь на покое, Владыка проживал в своей квартире в Ижевске. По решению Владыки Николая, епископ Палладий был похоронен на территории собора, в том месте, где до революции, было небольшое кладбище, уничтоженное и разграбленное в 1929 г.43_15

Усыпальница основателя города

Также на территории собора была построена Усыпальница основателя Ижевского оружейного завода, строителя Ижевска оберберггауптмана Андрея Федоровича Дерябина.

Усыпальница А.Ф.Дерябина была возведена на территории собора по инициативе ОАО «Ижевский машиностроительный завод» и руководства предприятия. Строительство было начато в 2002 году, когда с благословения Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Архиепископа Ижевского и Удмуртского Николая прах А.Ф.Дерябина из Свято-Введенского Толгского монастыря под Ярославлем был перенесен в Ижевск.

Усыпальница расположена на территории Собора Александра Невского — в северо-восточной ее части. Проектирование велось архитектурной мастерской Сергея Александровича Макарова, с благословения архиепископа Николая и в соответствии со всеми согласованиями Министерства культуры РФ. Строительство велось на средства спонсоров, благотворительные перечисления. Работами по сбору средств и строительству занимался Фонд развития российского стрелкового оружия.

10 июня 2005 года состоялась торжественная церемония перезахоронения праха основателя Ижевского оружейного завода, строителя Ижевска оберберггауптмана Андрея Федоровича Дерябина. Со всеми церковными и военными почестями из музея ОАО «Ижмаш» он был перенесен в усыпальницу на территории Александро-Невского собора, для которого он так много сделал когда-то. Каждый из нас может прийти к усыпальнице и отдать дань уважения этому великому человеку и первому начальнику Ижевского оружейного завода.

43_17Первый визит Святейшего Патриарха в истории собора и епархии

4 августа 2007 года в первый раз за всю историю, Ижевскую и Удмуртскую епархию с Первосвятительским визитом посетил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его приезд был приурочен к завершению строительства Свято-Михайловского собора и его освящению.

Накануне освящения, Его Святейшество возглавил всенощное бдение в Свято-Александро-Невском кафедральном соборе. Перед богослужением на площади у Свято-Александро-Невского собора, Святейший Патриарх Алексий обратился к горожанам и гостям столицы со словами поздравления, после чего в ознаменование 200-летия со дня основания предприятия, а также за заслуги его перед Отечеством Предстоятель Русской Церкви вручил коллективу завода орден Димитрия Донского II степени. Вручая награду, Святейший Патриарх Алексий отметил, что начало строительства Ижевского завода в 1807 году, ставшего промышленным центром города, «явилось значительным вкладом в дело защиты нашего Отечества и сделало предприятие градообразующим».

Предстоятель Русской Церкви также подчеркнул, что в годы Великой Отечественной войны, когда Родина оказалась в опасности, «труженики Ижевского завода восприняли на свои плечи бремя ответственности за созидание оружейной мощи нашей армии. Работники предприятия явили себя самоотверженными героями труда, не щадившими сил ради обеспечения нашей армии необходимым вооружением».

Приходская жизнь

В 2010-11 гг. фасад Свято-Никольского храма был перестроен, стеклянные окна «фонари» заменили на купола, с тех пор малый придел Святителя Николая стал пяти купольным храмом. В 2013 году была закончена роспись храма. Роспись вели студенты художественной школы «Ставрос» при Свято-Михайловском соборе г.Ижевска. По благословению владыки Николая роспись была выполнена в византийском стиле. Художественной мастерской «Зодчий» был изготовлен обновлённый резной иконостас и киоты. Столярной мастерской «Делис» была изготовлена церковная утварь. При храме открыт «Миссионерский центр Свт.Николая Японского».

За прошедшие два десятилетия кафедральный собор превратился в настоящую школу подготовки священнослужителей. Здесь стажировалось более ста священников и диаконов; десятки молодых ребят, прошедших послушание, поступили в духовные семинарии и училища. Многие девушки избрали профессию псаломщиц и певчих. Восстановление кафедрального собора св. Александра Невского, происходившее в труднейшее для России и Удмуртии время, наглядно показало всем, что примириться и достичь согласия друг с другом мы можем, только примирившись со Христом. На главной градостроительной оси Ижевска вновь блистает классической красотой оставшийся единственным в России после разрушения Андреевского собора в Кронштадте храм – произведение Андреяна Дмитриевича Захарова и Семена Емельяновича Дудина. Он выглядит прекрасной жемчужиной среди окружающих его городских зданий. Для множества людей эта красота стала главным путеводителем к Богу.

В 1898 году на торжестве по случаю 75-летия собора его настоятель протоиерей Василий Успенский сказал: «Помните, православные, доколе стоит этот святой храм в должном благолепии…, дотоле мы с полною верою и дерзновенною надеждою можем говорить: с нами Бог!»

По материалам сайта кафедрального собора в честь святого благоверного князя Александра Невского

Работает на Prihod.ru при поддержке ORTOX.RU [Войти]
Перейти к верхней панели