Игумения Афанасия (Адамова)
«В монастырь приводит только любовь к Богу»
Интервью из предыдущего номера журнала «Ведомости Удмуртской митрополии».
— Матушка Афанасия, Вы уже больше двадцати лет возглавляете монастырь, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к этому? Как пришли в Церковь, как решили выбрать монашеский путь служения?
— Как приходят все люди в Церковь? Всех Господь призывает. В Церкви я уже с малых лет. Сколько себя помню, всегда молилась. Моя мама была верующим человеком – она с детства учила нас молиться. Детство было тяжелым, нас было четверо детей в семье, а мама во время войны осталась одна, одна поднимала такую большую семью. В тяжелых нуждах она всегда молилась Богу и учила этому же нас.
Детство мое прошло в Ульяновской области,до 13 лет мы жиле в деревне, после чего семья переехала в город. В Удмуртию я попала через отца Ювеналия (Архимандрит Ювеналий (Рожин) сейчас является клириком Александро-Невского кафедрального собора г. Ижевска – прим.ред.). В одно время он служил в Татарстане, в селе Большое Фролово, в полутора часах езды от Ульяновска.К нему ездили люди на исповедь и мне тогда рассказали о нем как об опытном духовнике, строгом монахе, и я решила съездить к нему на исповедь. В то время я посещала богослужения в Ульяновске, уже тогда там было много народу – храмов было мало, а люди начинали массово посещать церкви. А тут, у отца Ювеналия, было очень спокойно, он говорил очень хорошие проповеди, и я начала постоянно ездить к нему за духовным окормлением. В 1985 году отец Ювеналий направил меня нести послушание к владыке Пантелеимону (епископ Пантелеимон (Митрюковский) (1912-1993) с 1975 по 1988 годы был епископом Казанским и Марийским и одновременно управлял приходами Ижевской епархии — прим. ред.). Помню, тогда меня это очень расстроило, я молилась, чтобы Господь вразумил отца Ювеналия, но владыке нужна была помощь в хозяйственных делах, поэтому мне пришлось взять на себя это послушание. Так я попала в Ижевск, в совершенно незнакомый тогда для меня город. Когда владыка Пантелеимон ушел на покой, несла послушания у владыки Палладия (епископ Палладий (Шиман) был управляющим Ижевской епархией с 1988 по 1993 год – прим. ред), а потом и у владыки Николая (архиепископ Николай (Шкрумко) назначен управляющим Ижевской епархией в 1994 году – прим.ред). Потом, при владыке Николае, так получилось, что я продолжила свое служение Церкви уже в монастыре.
— Вы начали свое служение Церкви при владыке Пантелеимоне, расскажите подробнее, что это за был человек. Он, как известно, сам был родом из Удмуртии, родился и похоронен в Воткинске, много лет послужил на благо Церкви, его очень почитали и любили верующие, но сейчас, к сожалению, память о таких людях стирается.
— Владыка Пантелеимон был очень скромным, иногда даже стеснительным человеком. Всегда был тихим и спокойным. С людьми он всегда обращался по-доброму, меня всегда называл «Настенькой». Все помнят его как человека смиренного.
Помню, перед тем как приступить к выполнению своего послушания, я подходила к нему за благословением, а он всегда говорил: «помолись обо мне!». И сам владыка всегда, когда у него было свободное время, пребывал в молитве. Он был хорошим архипастырем и хорошим человеком.
— Монастырь, которым Вы управляете, относительно молодой. До Вас игуменьей монастыря была матушка Олимпиада (Осипова). Расскажите, пожалуйста, о ней.
— Матушку Олимпиаду я знала еще до ее монашества. Монашеский постриг она приняла тайно, в конце восьмидесятых, по благословению владыки Пантелеимона. Поначалу она никому не говорила о своем постриге, несла свои монашеские труды тайно. Как руководительница монастыря она была очень требовательной, даже строгой, но справедливой. В то время я иногда даже укоряла ее за такую строгость, говорила: «как же так, матушка! Нельзя же так!», но теперь и сама ее прекрасно понимаю — она все делала правильно. На ее плечи легло тяжелое послушание – созидание обители.
— Матушка, расскажите о том времени, когда Вы стали игуменьей. Как монастырь изменился за эти годы?
— Изначально я сюда была назначена старшей сестрой, игуменьей стала гораздо позже. Ну что можно сказать о тех временах? Времена тогда были тяжелые, середина девяностых. На долю матушки Олимпиады выпал непростой крест – организовать монастырь. Но, еще раз говорю, времена тогда были тяжелые, средств порой не хватало, к тому же и сам Вознесенский храм, при котором организована обитель, в Советские годы был действующим, но десятилетиями не ремонтировался, поскольку не было возможности. Поэтому, на нашу долю уже выпало облагораживание монастыря. В то время в храме не было отопления – он отапливался печкой-буржуйкой – осыпался потолок, пол в храме был бетонированный, холодный, стены уже были потемневшие, да и прихрамовая территория нуждалась в благоустройстве, приходилось самим выполнять тяжелую работу, при этом и насельниц было тогда очень мало.
Но все что сделано за это время – это сделано не нами, не благодаря нам, во всем этом нам помогала Матерь Божия. Моих трудов в этом нет. Тут были сестры, которые безропотно несли все тяготы монастырской жизни. Одна монахиня мне тогда с удивлением говорила: «Матушка, мы выполняем такую тяжелую работу! Как у нас еще сил хватает!». Я на это ей говорила: «Нам помогает Матерь Божия».
Конечно, не сказать, что то время было голодным временем. Но, у нас, в монастыре, порой не было даже овощей, чтобы сварить пищу. Бывало такое, что монахини, которые готовят еду, жалуются, что нет, например, моркови. Я им говорю: «Помолитесь». Помолимся вместе, и уже глядишь, к вечеру нам несут морковь!
Тяжелое было время, но и столько чудес совершалось, связанных с помощью Божией! Однажды поздно вечером к нам в монастырь пришла женщина с маленьким сыном и просит четыре рубля. Она нам говорила, что ей нужно наколоть дров для отопления дома, чтобы ребенок не замерзал, сама она не может и за деньги просит помочь местных мужиков. Хоть и у самих было тяжело с деньгами, но мы дали ей четыре рубля, а на следующий день нам пожертвовали пять тысяч!
Так, потихоньку, с Божией помощью монастырь жил и отстраивался. Постепенно появлялись люди, которые нам начали помогать.
— Расскажите о современной монашеской жизни. Как люди приходят в монастырь? Что заставляет людей выбирать этот путь?
— Часто люди светские удивляются и спрашивают: «по какой причине постригаются в монашество молодые девушки?». Люди часто считают, что в монастырь уходят только когда у человека не сложилась судьба. Но это не так! Среди наших матушек нет таких, у которых как-то неблагополучно сложилась жизнь. Я всегда говорю, что в монастырь приводит только любовь к Богу. У нас есть матушки с высшим образованием, кто-то даже с красным дипломом, они могли бы прекрасно устроиться вмиру, но по любви к Богу они выбрали путь монашеской жизни.
Конечно, к сожалению, бывает и такое, что монашествующие покидают монастырь. Враг рода человеческого не дремлет, в монастыре люди подвергаются наиболее сильным искушениям. Уходят, бывает, хорошие девушки, способные, молитвеннциы, не выдерживают искушений.
Владыка Николай часто интересовался: «как матушки поживают?». Я ему говорила, что матушки у нас все хорошие, как могут, несут тяжелый подвиг. А он спрашивал: «какой подвиг?». И я ему начинала рассказывать, что зачастую, особенно летом, за оградой монастыря громко играет музыка, молодежь гуляет, шумит; а у нас ведь есть молодые монахини, сверстницы этих молодых людей, которые там гуляют. И ведь эти монахини несут подвиг! И владыка соглашался с этим. Действительно, молодым не так-то просто справиться со всеми этими соблазнами. Но, я уверена, что нашим сестрам даже не хочется быть там, за пределами монастыря, им просто не интересна эта мирская суета. Когда долго живешь в монастыре, перестаешь даже слышать этот шум, доносящийся из-за ограды, потому что это все уже не наше, к нам это не имеет никакого отношения.
— Известно, что в каждом монастыре должен быть свой духовник. Какую роль он играет в жизни монастыря и есть ли сейчас хорошие духовники?
— Духовник играет важную роль в жизни обители. Его задача – направлять сестер на пути монашеской жизни, ведь враг постоянно искушает. Кто-то, например, начинает скучать по дому, по родным. Например, у нас есть монахини, которые пришли в монастырь в 14 или в 13 лет, но, что удивительно, они никогда не рвались домой. Но бывает, что матушки начинают скучать, становится тяжело. У кого-то не получается молиться, кто-то не справляется с послушанием, кого-то одолевает леность.
Бывают такие монахини, которые с момента как пришли в монастырь, ни разу не отлучались из него. Есть одна матушка, которая за двадцать лет жизни в монастыре, ни разу не выходила даже за ограду. Кому-то, конечно, такое тяжело и они отлучаются на некоторое время домой, повидаться с родными. Это не возбраняется. Но в любом случае, на этом поприще борьбы с искушениями, очень важна помощь духовного отца, который сможет дать совет и помолиться.
Духовно опытные люди есть и сейчас. Наших сестер сейчас окормляет отец Савватий (Игумен Савватий (Лучихин) является клириком монастыря – прим.ред.), который имеет большой опыт пастырского служения.
Хотя, надо сказать, что отсутствие хороших духовников – это бич для всех современных монастырей. Но, тем не менее, по милости Божией, монашество продолжает существовать, и монастыри живут духовной жизнью. Господь вразумляет тех священников, которые исповедуют монахов, даже если это священники без духовного опыта, и через них посылает помощь монашествующим. Каждый человек должен подходить к духовнику с молитвой, чтобы Господь через этого священника подал духовную помощь, поддержку. Только тогда мы сможем получить помощь, когда в молитве просим у Господа.
— Какие главные опасности подстерегают сегодня человека на монашеском пути?
— Самое опасное на монашеском пути – это искушения на пути сохранения целомудрия. Слава Богу, наш монастырь находится в сельской местности, и у нас нет таких соблазнов, как в городских монастырях. Но, все равно, у нас бывают тут и молодые трудники и паломники. Когда возникает искушение на этой почве, то монахинь подстерегает большая опасность, сестрам бывает очень тяжело удержаться в монастыре. Враг нашего спасения может навсегда увести из монастыря.
Других невыносимых искушений, например таких как, тяжелое послушание, почти не бывает. Невыносимых послушаний у нас уже сейчас нет, но раньше они были. Первое время, нам самим приходилось пилить дрова, колоть их, заготавливать лес, асфальтировать, бетонировать дорожки, строить корпуса, таскать бревна. Когда-то белье приходилось стирать вручную. На стирку всех комплектов белья уходила неделя!Сами косили и заготавливали сено, а сейчас все делает техника. Тогда были невыносимые работы, а сейчас у нас есть и газ, и электричество, есть стиральные машины. Сейчас в монастыре все удобства.
— Матушка, спасибо Вам большое за такой интересный рассказ. Монастыри всегда, во все времена притягивали не только желающих понести монашеский подвиг, но и мирских людей. Монастыри всегда имели большое значение не только для Церкви, но и для мира. Расскажите напоследок, как на Ваш взгляд, какую значимость имеет монашество и монастыри для современного секуляризированного мира?
— Конечно, жить с Богом и спасаться можно и вмиру, но монастыри – это пример. Каким бы ни был наш монастырь, может быть он еще довольно молодой, но к нам приезжают люди из разных мест и порой уезжают с такой благодарностью! Люди получают в монастырях благодать, успокоение, у них появляются жизненные силы. Бывает, приезжают наркоманы, алкоголики и, помолясь в монастыре, они получают силы и тягу к исправлению. Многие уезжают отсюда с благодарностью к Богу.
Монастырь для мира – это пример для подражания, пример пути ко спасению. Мы всегда просим у Господа, чтобы в монастыре жили мир и любовь, чтобы молитва всегда звучала здесь, чтобы у нас всегда была возможность встречать паломников с любовью, чтобы здесь они получали успокоение, душевное исцеление, и чтобы монастырь всегда был примером для мира.
Беседовал Игорь Рысаев