Митрополит Викторин
Вступительное слово на открытии конференции «Православное просвещение народов Среднего Поволжья и Предуралья»
Уважаемые участники конференции, дорогие отцы, братья и сестры!
Я сегодня рад приветствовать всех на этом, можно сказать, историческом мероприятии – сегодня, как вам всем известно, мы не просто проводим научно-практическую конференцию.
В рамках нашей конференции состоится презентация сборника неканонических книг Священного Писания на удмуртском языке – книги, которой завершается двадцатипятилетний труд Михаила Гавриловича Атаманова по переводу Библии.
Не случайно нашу научно-практическую конференцию мы решили назвать: «Православное просвещение народов Среднего Поволжья и Предуралья». Протодиакона Михаила уже сегодня можно поставить в один ряд с теми людьми, которые на протяжении сотен лет самоотверженно трудились на ниве православного просвещения.
Кто они, и сколько их – известных и неизвестных проповедников христовой веры?
Каждый христианский народ свято хранит память о своих просветителях, чувствуя свой долг перед ними. И долг этот действительно велик, потому что с приходом христианства, народ, как правило, получал письменность, повышал уровень своей культуры.
Так Грузины чтут память святой равноапостольной Нины, славянские народы – память святых братьев Кирилла и Мефодия, а в России как крестителей почитают благоверных князей Ольгу и Владимира.
Испокон веков в Поволжье и на Урале свято хранят память о таких людях, как святитель Стефан Великопермский и преподобный Трифон Вятский, которые первыми принесли Весть о Христе народам этой земли.
К просветителям мы относим и миссионеров, и составителей народных грамматик, и переводчиков духовных книг на языки малых народов, а также простых священнослужителей, которые ратовали об элементарной образованности своей паствы, создавали церковные школы и библиотеки.
Недаром Господь называет таких людей «солью земли», ибо их трудами народы «облагораживались», вставали на совершенно новый уровень развития. Благодарные потомки и по сей день ставят памятники своим просветителям. Пример – памятник равноапостольному князю Владимиру, недавно открытый в Москве.
Но, к сожалению, у народов Поволжья и Предуралья, в том числе и у удмуртов, несмотря на все великие труды просветителей, процесс христианизации проходил довольно трудно.
Связанно это, прежде всего, с теми методами, которыми осуществлялась христианизация со стороны государственных властей – методами кнута и пряника.
В истории Поволжских народов были и случаи насильственного крещения, были и указы об отмене налогов для крестившихся инородцев. Но такие методы христианизации на корню противоречат принципам Евангельской миссии. Такими методами Церковь Христова не могла обогатиться искренне и глубоко верующими членами.
Слава Богу, были те, кто это понимал и проводил свою миссию иным путем – путем проповеди на доступном языке, путем просвещения и образования. Их мы сегодня и будем вспоминать в рамках нашей конференции.
Но таких проповедников было немного. Если говорить об удмуртах, то можно сказать, что и к началу XX века процесс христианизации не был доведен до логического завершения, а период советской безбожной власти почти стер из народной памяти имена трудившихся на ниве Христовой миссионеров.
Но, тем не менее, память о них жива, так как, по словам Евангелия, нельзя укрыть светильник, спрятав его под спудом.
Мы обязаны помнить имя митрополита Казанского Вениамина — «Кирилла и Мефодия удмуртов», создавшего удмуртскую письменность.
Обязаны помнить имя Николая Ильминского, под руководством которого осуществлялись переводы Писания и молитв на удмуртский язык.
Обязаны помнить священника Григория Верещагина, который был не просто миссионером, но и ученым-этнографом, а также писателем – фольклористом.
Должны помнить и о таких миссионерах, как священник Николай Блинов, Кузьма Андреев, Иван Яковлев, священник Михаил Елабужский, протоиерей Михаил Шерстенников, которые не просто сотнями крестили и приводили к вере прихожан, но и без устали работали над просвещением и образованностью народа.
Господь сказал в Евангелии: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным». Вот как высоко ценит Господь труд миссионерства!
А нам, потомкам, еще сильнее нужно ценить культурное наследие этого миссионерского труда. Потому что без первых переводов Библии и молитв на удмуртский язык, не было бы и удмуртской литературы.
И, конечно, нам сегодня нужно приложить все усилия, чтобы продолжать дело христианского просвещения.
И это дело добросовестно продолжил и продолжает протодиакон Михаил Гаврилович Атаманов.
Двадцать пять лет – это колоссальный труд!
Сегодня нам, может даже еще трудно оценить всю значимость этой работы.
Отец Михаил выполнил одновременно две миссии: христианскую и литературную. С одной стороны, удмурты получили возможность читать Слово Божие на родном языке. С другой стороны, Михаил Атаманов, выполняя перевод, обогатил сам язык, его Библия – это достойный образец чистого, красивого литературного удмуртского языка.
Поэтому издание Священного Писания на удмуртском языке важно не только для Церкви, оно значимо для всего удмуртского народа.
И в этой связи мне хотелось бы поблагодарить руководство Республики и, прежде всего, главу Удмуртии Александра Васильевича Соловьева за высокую оценку трудов Михаила Атаманова. Как мы знаем, не так давно ему было присвоено звание почетного гражданина Удмуртской Республики.
В свою очередь и Русская Православная Церковь в лице своих Предстоятелей – патриарха Алексия II и Святейшего патриарха Кирилла – не раз отмечала отца Михаила высокими церковными наградами.
И также я, данной мне властью, хочу поблагодарить Михаила Гавриловича за его труды и отметить его наградой Ижевской епархии – медалью «За жертвенные труды во благо Русской Православной Церкви» I степени.
Хочется надеяться на то, что наша конференция также поспособствует к осознанию в обществе всей значимости и важности трудов Михаила Гавриловича Атаманова, и возможно даже поспособствует дальнейшему продолжению христианской миссии среди удмуртов и других народов Поволжья и Предуралья.
Хочу поблагодарить всех собравшихся за участие в конференции и пожелать всем Божией помощи в дальнейших трудах.