Митрополит Викторин
Приветственное слово на пленарном заседании республиканской научно-практической конференции «1917-2017 г.г.: уроки столетия».
Я рад открыть сегодня и встретиться с вами, участниками образовательного направления региональных Рождественских чтений!
То, что мы с вами встречаемся – это уже большое достижение в области сотрудничества Ижевской епархии и Министерства образования Удмуртской Республики.
На всем протяжении отечественной истории, исключая трагические десятилетия ХХ века, Церковь и школа были родственными по цели и задачам. Они стремились воспитать образованного человека, живущего духовной жизнью, совершающего жертвенные подвиги любви ради ближнего и через это обретающего истинный смысл своего бытия.
Творческое наследие выдающихся педагогов – Константина Дмитриевича Ушинского и Сергея Александровича Рачинского, показывают нам те огромные возможности, которыми обладала церковная по духу школа, воспитывая ребенка христианином. Я подчеркиваю – именно школа.
Ушинскому принадлежат слова, которые надо бы знать, и сегодня: «Православие, как и язык, то последнее, после чего начинается гибель народа, если они будут разрушены». Поэтому Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ так часто говорит о русском языке и его сохранении, так же часто и о православной культуре в школе.
Невзирая на известные трудности, Ижевская епархия достигла завидных результатов в области церковного образования и катехизации. Центром образовательной деятельности по прежнему, является приходская школа, 40% всех приходов Ижевской епархии имеют воскресные школы, а 60% Приходов имеют катехизаторские курсы.
В этом учебном году начинает осуществлять образовательную деятельность «Республиканский колледж духовно-нравственного образования», занимающийся подготовкой церковных специалистов среднего звена, миссионерских работников, социальных работников и специалистов по работе с молодежью.
Сегодня наша совместная работа направлена на восстановление того, что было порушено, на духовно-нравственное возрождение общества, возвращение ему в полном объеме того православного, культурного достояния, от которого наши люди были искусственно отторгнуты.
Пути достижения этого многообразны.
Прежде всего, наши усилия должны быть обращены к душе ребенка. Показать маленькому человеку всю красоту Божьего мира, воспитать четкие нравственные убеждения, готовность делать добро и противостоять злу.
Сформировать у подрастающего поколения творческое отношение к труду, заложить в юных сердцах любовь к земному Отечеству, к родному краю, все, что мы зовем малой родиной.
Знать, хранить историю своего села, города — вот лишь некоторые направления, где Церковь и школа должны двигаться рука об руку.
Примеры есть: с. Старые Зятцы Якшур-Бодьинского района, отец Михаил Иванович Шерстенников преподаватель церковно-приходской школы. О нем собрали богатый материал и выпустили книгу, и в школе сделали музей.
Сколько у нас таких личностей.
Особой темой является православное содержание отечественной культуры.
На протяжении десятилетий государственная и культурообразующая роль Православной Церкви искусственно замалчивалась или искажалась.
А ныне, словно туман рассеялся и из глубины прошлого к удивлению соотечественников предстал как бы не знакомый облик русской истории, русской живописи, и русской поэзии.
Скрытые в запасниках предстали взору иконы, картинные рукописи.
В совершенно другом цвете предстает музыка Русских классиков и нашего земляка П.И. Чайковского.
Большинство выдающихся деятелей прошлого оказались глубоко верующими людьми.
У меня создается впечатление, что процесс «клерикализации» пугает некоторых в школе, иначе почему так много противников у ОПК.
Я считаю, что ОПК надо не только преподавать детям в 4 классе, но и многим взрослым и даже преподавателям.
Рождественские чтения являются одной из важных форм нашей работы, которая поможет познакомить людей с Православием, будет стимулировать общественную консолидацию на основе высоких духовно-нравственных ценностей.
Выдающийся педагог XIX века Сергей Александрович Рачинский говорил, что одной из задач школы является пробуждение в учащихся «духовной жажды».
Пусть его слова сбудутся и все ваши ученики будут рады утолить свою духовную жажду в Православии.