Митрополит Викторин
Доклад митрополита Викторина на открытии Первых Парламентских Рождественских чтений
Многоуважаемый президиум, собратья-архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры!
Искренне рад приветствовать всех вас на Первых Рождественских Парламентских чтениях Удмуртской Республики, тема которых «1917-2017: уроки столетия».
Прежде всего, я хотел бы поблагодарить руководство Республики за помощь в организации и проведении круглых столов, форумов и конференций, прошедших в рамках регионального этапа Международных Рождественских чтений, и Государственный совет за проведение первых в Удмуртии Рождественских Парламентских чтений. Эта поддержка означает для нас, что Рождественские чтения оцениваются республиканскими властями как значимое событие в жизни всей Удмуртии.
Международные Рождественские чтения уже давно перестали быть сугубо внутрицерковным мероприятием и стали событием общегосударственного значения.
Сегодня в различных этапах чтений активно участвуют все слои нашего общества: школы, институты, общественные организации, министерства, государственные ведомства. А поднимаемые для дискуссии проблемы, являются не просто актуальными, но жизненно важными, для нашей страны, как бы громко это не звучало.
Таковой является и тема текущих рождественских чтений: «1917-2017: уроки столетия».
Грядущий год, как известно, ознаменόван столетним юбилеем февральской и октябрьской революций 1917 года.
Подвести исторические итоги событий того года, понять причины революционных преобразований, поднять вопрос о предотвращении подобного в будущем и довести эту информацию до общественности – это задача XXV Рождественских чтений.
Как мы сегодня должны оценивать события столетней давности?
1917 год, наверное, навеки останется самым переломным в Отечественной истории.
Как все важнейшие исторические вехи, он подвергается разным, порой противоположным, оценкам и толкованиям.
Долгие годы, на протяжении всего времени существования Советского союза, революционные процессы в нашей стране оценивались как события исключительно прогрессивные. «Революции – локомотивы истории» — таким истинам доктрины Карла Маркса учили еще многих, присутствующих сегодня в этом зале.
Но, нельзя забывать и о другой, противоположной, оценке революций.
Русские философы, писатели, ученые – современники 1917 года оценивали революции как крах русской цивилизации, начало распада русской культуры и раскол общества.
Мыслитель Иван Ильин, сравнивая события 1917 года с событиями Смутного времени, писал: «Революция есть катастрофа в истории России, величайшее государственно-политическое и национально-духовное крушение, по сравнению с которым Смута бледнеет и меркнет».
Но, нам, наследникам этого сложного столетия, начало которому положил 1917 год, дабы сделать актуальные выводы и суметь уврачевать глубокие раны на теле нашего многострадального Отечества, прежде всего, стоит воздержаться от каких-либо предвзятых и крайних оценок того времени.
Конечно, сложно назвать революцию «созидательным началом». Революция – это крах уже потому, что связана с предательством, кровью и насилием.
Это крах не только какой-либо политической системы. Это переворот в общественном сознании, это отречение от прежней многовековой культуры, отчуждение от собственных корней.
«Мы наш, мы новый мир построим!» — с таким лозунгом общество ринулось в пучину общественно-политических преобразований.
Целью революционеров было не просто опорочить все, связанное со старой властью. Новая власть старалась оборвать культурную, идеологическую, духовную связь людей со своим прошлым. Была переделана грамматика русского языка, пересмотрен взгляд на искусство, организована системная борьба с Православной Церковью и другими религиозными конфессиями.
Но без духовного наследия прошлого общество деградирует и разлагается. Обрывая связь с традиционным укладом жизни, нельзя построить не только новый мир, нельзя даже сохранить страну.
В этом правители и «строители» нового государства убедились уже через двадцать с лишним лет.
В годы Великой Отечественной войны над страной нависла угроза уничтожения. Тогда правительство в лице Сталина быстро осознало, что для победы врага никак не обойтись без патриотического настроя.
Для поднятия патриотического духа властям пришлось вновь возродить старые образы доблести, мужества, верности и справедливости. Об этом свидетельствуют песни, лирика, проза, кинофильмы, а также другие произведения искусства той поры.
Более того, пришлось даже обратиться за поддержкой к Церкви, которую за два десятилетия до этого активно уничтожали. Как известно, в 1943-м году состоялась историческая встреча Сталина с иерархами Русской Православной Церкви. Церкви была дарована возможность избрать патриарха, вновь открывались храмы, в которых русские женщины горячо молились о своих сыновьях и мужьях, проливающих кровь на фронте.
Все это, так или иначе, способствовало возрождению патриотического духа, благодаря которому общий враг был повержен!
Это свидетельствует лишь о том, что народ, несмотря на все старания советских властей, не полностью оторвался от духовного и культурного наследия своих отцов.
Любовь к родине, желание и умение до последней капли крови защищать Отечество, защищать своих детей, матерей, жен, единство и сплоченность народа – эти нравственные качества вырабатывались в русских людях веками, а в годы Великой Отечественной войны еще теплились в душах, пусть даже уже, советских граждан.
В этой связи хочется задать риторический вопрос: а есть ли у нас еще этот запас доблести, нравственной стойкости, единства какой был у наших отцов и дедов? Случись такое бедствие в наши дни, смогли ли бы мы выстоять перед общим врагом?
В то же время, мы не имеем права огульно обвинять революцию и ее деятелей в учиненном развале и разложении общества и провоцировании братоубийственной брани.
Все-таки во всех революционных и послереволюционных событиях добровольно участвовали разные слои общества.
Обвиняя в революционных событиях только каких-то конкретных людей, мы как бы снимаем ответственность с самого народа, а значит, не сможем сделать адекватные актуальные выводы для нашей современности.
Революция не сама собою раскалывает общество, она скорее свидетельствует о том расколе, который уже существует или несколько лет назревает.
Недаром, русский мыслитель Николай Бердяев сравнил революционные процессы с болезнью и симптомами болезни человека.
Несомненно, вина лежит и на власть имущих, которые не смогли вовремя предотвратить внутренние противоречия и назревающую в обществе борьбу, вылившуюся затем в столь великую катастрофу.
Как отмечает тот же Бердяев: «Революция — конец старой жизни, а не начало новой жизни, расплата за долгий путь… Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения».
Но вина, конечно, лежит и на всем народе. Общество соблазнилось революционными лозунгами, с легкостью сначала отвергло власть Божьего помазанника, а несколько позже Божью Церковь и все духовное наследие своих отцов.
При этом не совсем справедливо будет утверждать, что в результате революционных преобразований больше всех пострадала Православная Церковь.
Не будем забывать о том, что после 1917 года было восстановлено патриаршество, Церковь в скором времени очистилась, пусть и благодаря жестким гонениям, от тех членов, которые были «волками в овечьей шкуре».
Бежали из Церкви те, кто уже давно потерял живую веру в Спасителя, но просияли тысячи мучеников, исповедников, праведников и святителей, для которых вера была самым дорогим, что есть в жизни.
Церковь, по свидетельству Самого Спасителя, во все времена будет подвергаться гонениям, однако, «врата ада не одолеют Её», то есть полностью уничтожена она быть не может.
Когда в стране преследуется Церковь, страдает, прежде всего, сама страна, страдает ее общество, теряя в лице Церкви моральный ориентир и духовную опору.
Таким образом, сегодня, в преддверии столетия революционных событий, Церковь призывает не столько осуждать эту эпоху отечественной истории, сколько призывает объективно оценивать ее. Призывает изучать причины появления революционных течений.
Россию XX-го века часто сравнивают с блудным сыном, который отрекся от своего отца, захотел построить жизнь по своим правилам.
Но, столь ли благополучно завершилась история русского отречения, как завершилась история блудного сына?
Блудный сын опомнился, покаялся и вернулся к отцу. А наша страна встала ли на путь покаяния?
Да, то государство, которое выросло на теле Российской Империи после Октябрьской революции, уже давно прекратило свое существование. Но вернулись ли мы вновь к своим корням?
Смогли ли мы восстановить утраченную духовную крепость, растраченный нравственный потенциал? Смогли ли восстановить единство в обществе и все то, чем веками жила Россия, благодаря чему она успешно отбивалась от вешних врагов, стойко переносила невзгоды, и то, от чего так легко отреклась сто лет назад?
На эти вопросы мы должны ответить в преддверие векового юбилея переломных событий. Ответить и сделать выводы: если отступление от традиций, потеря корней привели к столь страшным бедам, то мы сегодня, блудные дети, так и не нашедшие путь к отцу, не подвергнемся ли еще более тяжкому вразумлению, если не встанем на путь исправления?
К сожалению, реальность такова, что сегодня вопросы возрождения духовных традиций и воспитания общества в их ключе всерьез поднимаются редко.
Чтобы вернуть нашему обществу потерянные нравственные ориентиры, нужно начать с должного воспитания подрастающего поколения.
Это понимают все. С разных трибун разные спикеры постоянно говорят о проблеме образования и воспитания, но на деле приходится констатировать факт: образовательная система сегодня не настроена на формирование в детском мировоззрении крепкого нравственного стержня.
Церковь обеспокоена этим вопросом. Ею был предложен для преподавания в школах курс Основ Православной культуры, призванный дать нравственный ориентир, сформировать мировоззрение в ключе исконно русских традиций.
Но это направление и по сию пору преподается далеко не в каждой школе и не в каждом классе. Вместо него родители предпочитают выбирать направление «светская этика».
И вновь мы наступаем на те же грабли, на которые наступили наши предки, выбирая путь развития не в духовных традициях, а в отречении от всего, что связано с верой, духовностью и традиционностью.
Ведь предмет «светская этика» призван сформировать в ребенке и светское мировоззрение. А что такое светское мировоззрение? Какие у него нравственные принципы?
Светское мировоззрение ставит перед человеком весьма низкую нравственную планку.
То, что считается чудовищным грехом с точки зрения православной нравственности, является нормальным для светского мировоззрения.
Например, грех аборта. Наша страна, не ведя никаких войн, теряет миллионы своих сограждан ежегодно.
И об этом без устали напоминает Церковь.
То, что аборт – недопустимое зло знает каждый, кто воспитан в православной культуре. Но с точки зрения светской нравственности аборты – это не только норма, но даже право каждой женщины.
Другой пример – так называемая толерантность или терпимость.
Толерантно относиться к представителям других религий и культур учит светская нравственность. Она призывает не любить и уважать, а просто терпеть.
Господь же Иисус Христос призвал с любовью относиться ко всем без исключения. Поэтому и православная культура учит не взаимному терпению, а любви, и взаимопониманию и взаимоуважению между нациями и религиями.
Всякий, кто живо ощущает связь с культурным наследием своей Отчизны, всегда с уважением относиться к другим культурам, понимая, какую великую ценность они представляют для их носителей.
Согласитесь, что любовь и уважение к другим культурам и их представителям лучше сплачивает общество, чем просто взаимное терпение.
Я выбрал пример из области образования, чтобы продемонстрировать как, на самом деле, мы далеки еще от реального осознания последствий революционных событий.
Если бы мы осознали губительность выбранного сто лет назад пути – пути без Бога, без духовных ценностей, то мы бы более ответственно относились к воспитанию и образованию наших детей.
Но я очень надеюсь, что XXV-е рождественские чтения поспособствуют тому, чтобы общественность и институты государственной власти всерьез задумались над обозначенными проблемами.
Мероприятия, направленные на восстановление утраченной связи времен, на реальное возрождение духовных традиций должны стать приоритетными в грядущем году.
Рождественские чтения, в рамках которых мы впервые проводим Парламентские чтения, – это прекрасная площадка для совместного обсуждения животрепещущих проблем. Но от обсуждения нужно перейти еще и к делу.
Государственные ведомства, общественные организации, религиозные общины, представители сферы образования, и просто граждане страны – все мы, каждый в своей области, должны сделать шаг на пути к возрождению того нравственного и культурного потенциала, какой был у наших предков.
Нам давно нужно осознать, что без духовных традиций мы не просто не поднимем страну с колен, мы не сможем даже удержать наше общество от деградации и распада.
Я очень надеюсь, что грядущий год будет ознаменован осознанием этого и началом настоящего духовного возрождения.
Я благодарю всех за внимание и желаю Божией помощи в трудах всем участникам регионального этапа Рождественских чтений.