Проповедь на день памяти прор. Илии
«Пророк – это проводник воли Божией»
Этот праздник уносит нас не на три года, не на три столетия, а на три тысячи лет назад. Вглубь веков, ведь пророк Илия жил почти за тысячу лет до Рождества Христова. О таких далеких временах в истории обычно не остается и следа. Но Церковь великих праведников славит на протяжении тысячелетий.
Кто такой пророк? Это человек, который говорит о будущем? Да, но это не главная его задача. Пророк – это проводник воли Божией. Это человек, который возвещает народу волю Божию. Бог с людьми общается через него. Да, пророки предрекали и грозные наказания. Было, что они требовали от народа вразумления.
Мы помним, в какое время жил пророк Илия — в дни правления царя Израильского Ахава, у которого жена была язычницей. Он ее взял в жены язычницей, язычницей она и осталась. Она никогда не поклонялась Истинному Богу, а всячески старалась отвратить от Него не только мужа, но и всех израильтян. И это у нее вышло: 450 построено было языческих капищ в Израиле. Весь народ уже поклонялся богу Ваалу, а Илия пророк один противостоял этому. В одиночестве он проповедовал Истину Божию. И он победил языческих жрецов.
Нам кажется, что вот уже три тысячи лет назад язычество было побеждено Силой Божией, но оно было живо. Вспомним и нашего князя Владимира – он крестил Русь языческую. И сейчас язычество живет. Все мы хорошо об этом знаем. Многие даже в храм приходят как язычники: поставить свечу к какой-то конкретной иконе, чтобы получить исцеление. Ставить свечу без молитвы святому, без принятия Таинств, без участия в жизни Церкви – это тоже язычество. И к святыням мы порой относимся по-язычески. Мы знаем к какой иконе или к каким мощам нужно идти при той или иной болезни, но забываем, что самое главное – это молитва.
Наша задача, православных христиан, также как пророк Илья, стоять на истине, на вере в Истинного Бога, в Иисуса Христа. Поэтому так любим пророк Илия в русском народе, потому что наш народ также искренне любил Бога, как этот праведник.
Митрополит Ижевский Викторин, проповедь после литургии в Михайловском соборе г. Ижевска