Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Михайловском кафедральном соборе
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, в воскресный день, читалось Евангелие и звучали слова, которые могут изменить весь мир, если претворить их в жизнь. Но перед тем как я о них скажу, давайте вместе поразмышляем о том, что является самым тяжелым для человека. Что приносит больше всего страданий и скорби — не только в личной жизни, но и в семьях, трудовых коллективах, социальных группах, в целых народах и в международных отношениях? Что опаснее всего? Опаснее всего конфликт — то, что мы в быту называем ссорой.
Ссоры, вовлекая людей на разных уровнях — от семейного до международного — настолько омрачают жизнь, что на преодоление конфликтов нередко тратятся все силы, а иногда и вся жизнь. Достаточно вспомнить все войны, которые наша страна вынуждена была принять и ответить на них всенародным сопротивлением. Какое невероятное количество людей погибло, какие колоссальные ресурсы ушли на преодоление этих конфликтов! Страшно даже подумать…
А разве наши семьи не страдают от конфликтов, когда муж с женой не могут найти общий язык, когда дети, вырастая, перестают понимать родителей? Родители изо всех сил стараются, чтобы дети их понимали, а дети отказываются — так происходит конфликт поколений. Люди объединяются в разного рода коллективы, в том числе трудовые, в общественные организации и политические партии. Казалось бы, объединяются по интересам, а сколько конфликтов внутри этих групп! Потому что каждый человек — с разными способностями, с разными возможностями, с разными амбициями. И когда стремление одного сделать карьеру сталкивается с таким же стремлением другого, вспыхивает конфликт не на жизнь, а на смерть.
Нам говорят, что в условиях рыночной экономики конкуренция — это хорошо. Быть может, так оно и есть. Но как страшно, когда конкуренция несет за собой реальный раздор между людьми, войну скрытую или открытую! Нередко люди объединяются, в том числе по национальному признаку, и как страшно, если между людьми разных национальностей вспыхивает вражда! И я уже сказал, насколько опасны для страны, для народа, для каждого человека и для всего мира международные конфликты.
Возникает вопрос: почему же люди ссорятся? Однозначного ответа на него нет. В каждой конкретной ситуации человек, вступающий в конфликт, красноречиво объяснит, почему враждовать необходимо. А что в результате? В результате скорбь и страдание. А когда люди, охваченные конфликтом, страдают, то уже безразлично, кто начал, а кто ответил. Для погибших на поле брани безразлично, кто начал, а кто ответил. Их нет, и только в благодарной памяти потомков остаются те, кто был на стороне правды, кто не шел на других с войной, кто защищал свою Родину.
Сегодня народы мира пришли в невероятное тесное соприкосновение. Мы живем в цивилизации, отличной от той, что была еще 20-30 лет назад. Границ практически нет. Мы знаем все, что происходит в мире. Многие путешествуют, но даже те, кто не имеет такой возможности, знают о том, что в мире происходит, благодаря средствам массовой информации. Разве можно было представить еще несколько десятилетий тому назад, что даже о мельчайших конфликтах, о дорожных происшествиях, о пожарах на краю земли, в тысячах и тысячах километрах от нас, мы узнаем в тот же день?
Мир меняется, и чем динамичнее это происходит, тем ближе становятся друг ко другу люди, а потому возрастает и риск конфликтов. Если люди живут на расстоянии многих километров и нет постоянной связи, то и конфликта нет. А поместите двоих в одну комнату — очень велика опасность возникновения конфликтов и ссор. Вот и мы сегодня живем в таком мире, где в соприкосновение вошли многие народы, расы, люди с разным уровнем воспитания и образованием, страны с разным экономическим потенциалом, с разной политикой, с разным отношением к человеку. И все это — буквально в одной общей квартире.
Сегодня многие ученые и политики задумываются о том, что нужно положить в основу человеческого общежития, чтобы остановить эскалацию конфликтов. Есть разные ответы, и отличия чаще всего обусловлены той или иной политической моделью, теми или иными философскими взглядами. Нередко то, что предлагают одни, непонятно, а потому и неприемлемо, для других. Люди очень разные, культуры разные…
Возникает вопрос: неужели нет ни одного общего основания? Неужели Бог создал нас такими, что в нас уже заложен потенциал конфликта и разрушения? Да ведь этого быть не может! Мы знаем, что конфликт там, где грех. Так может быть, есть какой-то общий фундамент, который дал бы людям возможность построить мирную и справедливую жизнь? Такой консенсус ищут, но не могут найти, потому что в нашем мире всё очень идеологизировано и политизировано, а то, что приемлемо для одного человека или народа, может быть совершенно неприемлемым для другого человека, другого народа.
Но Господь позаботился о том, чтобы у людей была общность вне зависимости от национальности, пола, расы, образования, положения в обществе. Силой Своего творческого акта Он вложил всем нам, в саму нашу природу, одну и ту же нравственность, которая познается через голос нашей совести. И где бы человек ни жил, голос совести работает, и именно нравственный консенсус должен лежать в основе преодоления всякого конфликта.
Так вот, сегодняшнее евангельское чтение — об этом нравственном консенсусе. А слова-то какие простые: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И точка, можно ничего больше не говорить. Если люди в основу своего общежития положат этот принцип, то никаких конфликтов не будет. В самом деле, кто же будет воевать сам против себя? Или кто будет воевать против другого, если прочно усвоит: если не хочешь, чтобы тебе кто-то сделал плохо, не делай плохо ему, как бы тебе ни хотелось? Столкнулись на жизненном пути два человека, — им тесно, оба хотят сделать шаг вперед, а путь узкий, конкуренция невероятная. Какой соблазн подножку поставить, будь то в политике, бизнесе или каких-то других делах! Вот в этот момент нужно остановиться и сказать: я этого делать не буду, потому что не хочу, чтобы против меня было сделано то же самое. А справедливость, которая так востребована людьми, восстанавливается именно тогда, когда тому, кто сознательно причиняет зло, по промыслу Божию воздается тем же.
У Бога нет пустых слов. Всё, что Господь говорит, есть истина и жизнь. Если мы основываем свою жизнь на Божественных словах, то мы способны построить счастливую семью, иметь прекрасных детей и наслаждаться их любовью и вниманием в старости, создавать сильные и открытые к другим сообщества — профессиональные, национальные, социальные и прочие; и не только укреплять свою собственную страну, но и пребывать в безопасности, при условии нравственного консенсуса в международных отношениях и внешней политике.
Всё — и добро, и зло — происходит от человеческого сердца и от человеческого разума. Мы пытаемся найти объяснение в неких объективных причинах, в неких исторических процессах, но это пустые поиски. Смотреть нужно вглубь своего сердца, контролировать свои мысли.
Наша страна прошла через тяжелые испытания. Сегодня владыка Викторин рассказал нам, что происходило в городе Ижевске, как разрушался храм. Но затем же храм был воссоздан! Значит, было не только плохое, но и очень хорошее. А это значит, что у зла нет абсолютной власти, потому что добра больше, чем зла. Если же добра будет меньше, чем зла, то зло захватит весь мир и наступит конец истории.
Иногда нам кажется, что все эти евангельские слова — это некий недостижимый идеал. Совсем нет! Очень многие люди так живут, и необязательно мы их причисляем впоследствии к лику святых. О многих мы и не знаем, но именно благодаря тем, кто так живет, мир существует. Вот почему мы должны принимать серьезно слово Божие. Не отвергать его, не насмехаться, как порой бывает, а очень серьезно над ним размышлять и принимать к исполнению. Мир, построенный по Божиему замыслу, — это прекрасный мир. И мы способны участвовать в его созидании, положив в основу жизни своей замечательные слова, слышанные нами сегодня: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси