Проповедь митрополита Викторина за литургией Великого Четверга
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
«Вечери Твоея Тайныя», — сегодня по-особому звучат эти слова. По-особому они и откликаются в наших сердцах. Мы привыкли их слышать, когда священник выносит Чашу с Телом и Кровью Христовой, но сегодня мы представили себя участниками той Тайной Вечери, на которой впервые прозвучали слова Христа: «Ядите, сие есть Тело Мое», указуя на хлеб, и «Пейте, сия есть Кровь Моя», указуя на Чашу с вином. И вот уже почти 2000 лет мы с вами причащаемся того самого Тела и Крови Христовой, которые преподал нам Христос на Тайной Вечере. Как Христос един — едино и Тело Его, и Кровь Его во все эти века. Так мы должны принимать это святое причащение. Никак иначе! И Господь заповедовал нам, сказав апостолам: «Творите сие в Мое воспоминание». Поэтому в храмах совершается Божественная литургия ежедневно. И ежедневно совершается это чудо – приложения хлеба в Тело, а вина – в Кровь.
Эту заповедь мы с вами храним и стараемся исполнить. И тех, кто часто причащается, мы их не осуждаем. Сам Иоанн Кронштадтский считал, что потерян и прожит впустую тот день, если он не причастился. И мы с вами должны также относиться: как можно чаще приходить к этому Источнику вечной жизни и Божественной благодати. «Тело Христово примите, Источника бессмертного вкусите»! Как в жару мы прибегаем к водному источнику, чтобы утолить жажду для дальнейшей жизни. Вот так Тело и Кровь Христова, как животворящий источник в наших телах, в наших сердцах, в наших умах, а, главное, в душах наших. Это центр духовной жизни: все те богослужения, которые мы служим в храме (полунощницы, вечерня, утреня) – все это предваряет самую главную службу – Божественную литургию, и самую главную часть в ней – Евхаристию, и самую финальную часть – причастие. И какой бы не была маленькой частица, преподаваемая верующим на причастии, благодать Христова соединяется с вами полностью этой маленькой частицей.
Ничего не может быть в мире выше этого – ни деньги, ни золото, ни серебро, ни даже здоровье. Ничего не может стоять выше причастия!
Поздравляю вас с этим мгновением встречи и соединения со Христом.
Дорогие мои братья и сестры! Особая Пасха у нас в этом году. Особый был пост, особенно заключительная его часть. Мне приходят вопросы, все ждут, что я скажу в связи с распоряжением и выступлением Главы Республики и главного санитарного врача Удмуртии.
Вирус – как враг. Как полчища врага захватывали землю русскую, так и этот вирус по одному городу, по одному региону захватывает и захватывает своей болезнью всю нашу страну, в том числе и Удмуртию. На то воля Божия, а без воли Божией ничего не случается и не происходит в нашей жизни. Я полноценно разделяю с вами ту самую скорбь и печаль, в связи с тем, что мы не будем иметь в этом году совместной радости Пасхального богослужения. Все мы знаем о распоряжении Главы нашей Республики, которым ограничивается участие верующих в храмовых богослужениях, но, как бы ни испытывалась наша вера в этой жизни, никто не может отнять у христиан этой Пасхальной радости, которая наполняет наши души в этот святой и главный праздник нашей Церкви. От всей души прошу каждого принять со смирением и любовью это требование, как подобает истинным последователям Христа и проявить любовь и понимание оставаясь дома и с усердием обращать свои молитвы к Милостивому Господу. Я уверен, что Господь и там услышит наши молитвы, ведь именно сейчас в эти сложные времена Он как никогда близок к нам с благодатным утешением. Со всей отеческой к Вам любовью и заботой я призываю вас не нарушать предписания властей.
Благо нам разрешили с духовенством пребывать в храме и совершать уставные богослужения, и мы будем за вас молиться, а вы сможете по трансляциям быть участниками этой молитвы.
Каждая человеческая жизнь бесценна, а за эти жизни людей здесь в Удмуртии отвечает глава Республики, Он отвечает и за здоровье населения и он прикладывает свои усилия для того, чтобы остановить это поветрие. Мы думали, что в районах и деревнях не будет никакой болезни, да нет — к сожалению есть. Мы можем понять Главу Республики, и сердечно прошу без осуждения отнестись к этой мере. Я всегда, подписывая какие-то бумаги, пишу — «смиренный митрополит Викторин» и со всей любовью и смирением перед Вами, моей Паствой, прошу Вас сохранить душевный мир и покой, к которому нас всегда призывает Божественный Учитель Христос Бог!