Священномученик Михаил Тихоницкий
Одна из первых жертв революции. Отец Михаил своей мученической кончиной открыл врата подвига исповедничества для сотен православных пастырей и мирян Вятской земли. В своей жизни отец Михаил совершил много чудес, врачуя и утешая людей в скорбях и несчастьях. Навстречу смерти под конвоем он шёл, как всегда, неспешно, слегка опустив голову, и молился вслух: «Господи, прости их, они не знают, что делают».
На его могиле происходили и происходят чудеса исцелений. Но, может быть, наибольшее чудо проявилось в его самоотверженной, преодолевающей все преграды христианской любви к Богу, Церкви и людям.
Когда пришло время учиться, Михаила отправили в Вятку в Духовное училище. Он с усердием и любовью учил задаваемые уроки. Особенно ему нравились уроки Священного Писания и педагогика. Учитель Александр Добринский отзывался о нём как об ученике довольно хороших способностей, ревностного прилежания и удовлетворительных успехов. Окончив училище, Михаил поступил в семинарию, где он учился весьма успешно. Михаил остался твёрд в вере, решив посвятить свою жизнь служению Святой Церкви и продолжить древнюю священническую династию Тихоницких.В Вятской губернии в селе Ошеть Нолинского уезда в семье псаломщика Спасской церкви Петра Тихоницкого и его жены Анфисы Ивановны в 1846 году родился сын. Его нарекли Михаилом в честь Архистратига Божия Михаила. Ребёнок рос послушным любознательным мальчиком. Михаил с детства слышал слова Святого Евангелия, которое читал в храме его дед — диакон Иван Янкевский. Нередко он и сам помогал отцу читать и петь на клиросе.
Успешно закончив семинарию, вскоре, в 1868, году он был поставлен сначала в диакона, а затем в 1870 году и в священника: «Почему пастухи называются пастухами, потому и епископы, и пресвитеры называются пастырями. Пастухи выбираются из своего села или деревни, чтобы пасли скот их: тако пастыри, епископы и пресвитеры избираются от Церкви, чтобы пасли души христианские».
Своё священническое послушание ему суждено было нести в небольшой Ильинской церкви Ижевского завода. Незадолго до этого храм был отдан единоверцам и молодой священник, ему в это время было только 24 года, стал подвизаться на поприще проповеди Слова Божия и обращения из раскола прихожан. Многих людей он удержал от заблуждений, многих раскольников вернул в лоно Святой Матери-Церкви.
Через некоторое время отец Михаил был переведён с семьёй в село Быстрица. В то время у отца Михаила было четверо детей. Жена Аполлинария Владимировна и мать Анфиса Ивановна всеми силами помогали отцу Михаилу содержать дом. Сознавали они, что дом священника — образец для прихожан. Несмотря на свою постоянную занятость в храме и сельском училище, отец Михаил находил время и для того, чтобы заниматься воспитанием детей. Вениамин и Владимир впоследствии стали священниками, третий сын Елпидифор — педагогом, как и дочери Мария, Юлия и Вера.Спустя два года отца Михаила перевели в село Подрелье Вяткой губернии. Отец Михаил становится преподавателем в сельском земском училище. «Ревностен в проповедании Слова Божия и разъяснения учения Святой Церкви. Располагает к ней заражённых расколом прихожан. По многотрудной пастырской деятельности заслуживает внимания епархиального начальства»— писал об отце Михаиле благочинный. Во всякое воскресенье или праздничный день спешили прихожане в церковь послушать любимого пастыря. Такую же искреннюю любовь и нежную привязанность питали к отцу Михаилу его ученики.
Отличительными качествами отца Михаила всегда были сострадательность и милосердие. Вступая в общество Красного Креста, он старался всеми силами помочь болящим и нуждающимся. Общество наградило его значком Красного Креста II степени.
Но важнейшей для отца Михаила была забота о Доме Божием — храме. По просьбе прихожан он возглавил приходское попечительство, которое начало строительство каменной ограды вокруг церкви. Она и сейчас украшает Троицкую церковь. В Быстрице он продолжал учить детей Закону Божию в сельском училище. Вот как отзывались о нём учителя и ученики: «Законоучитель священник Михаил Тихоницкий усердный и опытный преподаватель закона Божия, уроки преподаёт ученикам самым простым, понятным для детей языком. При спрашивании урока внимание его не останавливается на одном ученике, а относится ко всем».
В 1881 году отец Михаил был переведён в Троицкую церковь города Орлова Вятской губернии. Переезжая из прихода в приход, он всегда довольствовался малым: проживал в церковном доме, не получал жалования, а только пользовался добровольной платой прихожан за требы. Скромность и смирение отца Михаила всегда были примером для прихожан. 11 декабря 1881 года произошла трагедия в жизни семьи Тихоницких — умерла супруга Аполлинария Владимировна. Это была тяжелая утрата: скончался любимый человек и лучший друг, деливший с отцом Михаилом все трудности приходской жизни, бережно и нежно заботившийся о семейном уюте и воспитании детей.
В Орлове батюшка был назначен преподавателем Закона Божия в Татианинской женской гимназии. После одна из его учениц Надежда Васильевна Березина вспоминала: «Он преподавал у нас Закон Божий и был духовником учениц. Всегда наставлял нас на правильный путь, учил, как чтить Господа».
Особое место в жизни отца Михаила занимало служение в маленькой Вознесенской церкви города Орлова, куда он был перемещён в 1898 году. Этот храм был расположен посреди старинного городского кладбища. Крестьяне соседних деревень часто посещали его.
Среди воспоминаний его сына есть те, которые ярко и живописно повествуют об этом периоде жизни отца Михаила. «Однажды в Пасхальную ночь отец Михаил, как обычно, совершал богослужение в своём храме. Обрамлённый серебристой сединой волос в серебряной ризе светился он весь, как угодник с иконы; даже обычно серьёзное, строгое лицо его излучало сияние. Идёт крестный ход вокруг церкви под светлый трезвон особенно усердствующего ради праздника церковного сторожа. Толпа настроена торжественно. Мигающими точками негаснущих в безветренной ночи свечей движется она вслед за хоругвью и запрестольным крестом. В момент, когда мастер-звонарь переводит трезвон на пиано, слышен в ночной тишине старческий тенор священника и молодой бас псаломщика, доносятся отдельные слова: «Ангели поют на небеси». Невольно взор устремляется в тёмное небо и чудится, что оттуда несётся это тихое пение. Крестный ход окончен. Замолкли колокола. На церковной паперти при закрытых дверях начинается торжественное пасхальное Богослужение. По-молодому, бодро, исполненный веры звучит голос старца-священника: «Да воскреснет Бог», а ему вторит любительский хор ликующим напевом: «Христос воскресе из мертвых»… Новый возглас и тот же напев… Кончилось пение. Батюшка поворачивается к молящимся и с сияющими глазами ликующе, звонко восклицает: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» гудит чётко восторженно толпа и справа, и слева, где подымается над ней золочёный крест, освещённый трёхсвечником… Стихает гул, как уходящий гром. Батюшка делает несколько шагов вперёд, останавливается на ступеньках паперти и, обращаясь в ночную тьму, к разбросанным всюду могилам, каким-то особенно проникновенным, задушевным голосом произносит: «И вы, сущие во гробех — Христос воскресе!». Толпа замерла, глаза всех устремлены туда, где чёрная ночь скрывает могилы, вытянулись шеи, напрягается слух: кажется все ждут чуда, ответа… А оттуда несутся вздохи весенней ночи и пробуждающейся матери-земли, словно действительно вырывается из глубины могил задушевный звук ушедших от нас и в бьющемся сердце живых отражается ответным призывом: «Воистину воскресе!».
В 1913 году Россия широко отмечала трехсотлетие Царствующего дома Романовых. В эти торжественные дни уважаемый и всеми любимый священник Михаил Тихоницкий был определён в Казанско-Богородицкий собор города Орлова. Несмотря на преклонный возраст, — старцу в те годы было уже шестьдесят семь лет, — он стал духовником городского духовенства, благочинным церквей города Орлова, хотя и по-прежнему нёс учительские труды в Орловской женской гимназии.
На Поместном соборе 1917-1918 годов после двухвекового вынужденного безглавия Церковь вновь обрела Патриарха Московского и всея Руси. Но в это же время Россия оказалась на пороге политического переворота.
Скорбя о горе, постигшем православный русский народ, патриарх Тихон издал послание, в котором анафематствовал участников кровавых расправ над невинными людьми. «Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле, — было сказано в послании, — гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины, и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.… Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые распри…. А вы, братия архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых прав Церкви Православной…».
«Послание я понимаю так, — напишет впоследствии отец Михаил, — с помощью его я могу говорить и проповедовать гражданам о мире, о мире между людьми моим братьям. Иначе понимать это послание, кроме как стремление к миру между людьми, я не могу».
15 февраля 1918 года отец Михаил зачитал послание Святейшего патриарха Тихона за Божественной литургией в Казанском соборе города Орлова. Уже вечером 15 февраля отец Михаил был посажен под домашний арест. Через два дня следственная комиссия постановила передать дело в Революционный трибунал. Обвинительный акт был полон злобы и ненависти к Церкви, но в нем нет ни единого слова в адрес отца Михаила. В вину ему было поставлено лишь прочтение «контрреволюционного» послания. На допросе он показал, что виновным себя не признаёт.
Защитники, присутствовавшие на суде, обратили внимание трибунала на нравственные качества отца Михаила, «на то, что он не является политическим деятелем, и выступление его было направлено не против советской власти, а в защиту Церкви и веры». Надежда обвинения на свидетелей тоже не оправдалась. Последние стали не обвинять, а защищать отца Михаила, рассказывая об его нравственных качествах, о его щедрости к бедным и бескорыстии.
28 февраля 1918 года трибунал Орловского совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов, несмотря на выступления свидетелей и защитников, признал протоиерея Михаила Тихоницкого виновным в контрреволюционном выступлении, но «считаясь с его преклонным возрастом, а также с двухнедельным домашним арестом, который он отбыл до суда, постановил: объявить на первый раз общественное порицание, предупредить, что если в дальнейшем он будет вести в пределах Орловского уезда агитацию контрреволюционного характера, Революционный Трибунал должен будет прибегнуть к более суровому наказанию».
Прошло полгода со времени первого ареста отца Михаила. Всё это время он по-прежнему продолжал служить Богу, Церкви и людям. Здоровье его сильно пошатнулось. Волнения и переживания отразились на здоровье старца. По словам его дочери, «заключение, душный воздух, лишение движения убийственно повлияли на его старческие истощённые силы».
Но желание помогать ближним осталось прежним. Несмотря на свои немощи, он часто посещал больных, помогал нищим и заботился о заключённых.
5 сентября 1918 года Чрезвычайная комиссия при Совете Народных Комиссаров поручила комиссару комиссии Беляеву произвести обыск на квартире Тихоницких. Ничего запрещённого или подозрительного обнаружить не удалось. После обыска, по-видимому, отцу Михаилу было предложено уехать из города, что он и сделал, не догадываясь о готовящейся провокации. На следующий день после отъезда отца Михаила из Орлова, 7 сентября 1918 года, комиссар Чрезвычайной комиссии Воробьёв получил ордер на обыск и арест священника Тихоницкого, «проживающего в селе Русаново Левинской волости Орловского уезда». В ордере существует характерная запись: «задержать гражданина по усмотрению предъявителя в деревнях Левинской волости и по дороге». Так отцу Михаилу вменялся побег от правосудия. Арест состоялся на следующий день — 8 сентября 1918 года в деревне Нижняя Едома Левинской волости в доме Прокопия Семеновича Фокина. В протоколе обыска сделана запись: «обыск без результата». И, тем не менее, трое человек: «священник отец Михаил, кулак деревни Едома Прокопий Семенович Фокин и Екатерина Халтурина из деревни Рябиничи» были арестованы. Обвинение, предъявленное отцу Михаилу, было более чем абстрактное, его обвиняли в контрреволюционной деятельности. В протоколе допроса отец Михаил написал: «В настоящей борьбе не разбираюсь, но только желал бы, чтобы этой борьбы не было между христианским народом. А на аресты вашей комиссии смотрел как на нужное дело. Знал я раньше, что была борьба городской думы с организаторами власти, за что, я предполагаю, сейчас идет расправа». Отсутствие состава преступления позволяли надеяться, что комиссия, проведя расследование, освободит отца Михаила из— под стражи. «На мой арест, — говорил отец Михаил, — я смотрел как на арест для расследования, так как я знал, что меня без суда не накажут, и был уверен, что освободят, ибо я всё время учил народ только добру, а не плохому».
14 сентября одна из дочерей написала прошение в Орловскую комиссию с просьбой освободить отца из заключения: «…Убедительнейше прошу рассмотреть дело Тихоницкого, увериться в его полной невиновности и освободить от заключения, дабы остатки дней своих мог старец в спокойствии приготовляться к смерти…». Всё прошение проникнуто дочерней любовью, уважением и трогательной заботой к престарелому отцу. Однако прошение дочери во внимание комиссии не было взято. 19 сентября был проведён допрос, а 20 сентября 1918 года «следователь Юревиц, произведя следствие по делу священника Тихоницкого, по обвинению его в контрреволюционной деятельности постановил: за распространение воззваний против власти священника Тихоницкого — расстрелять». В тот же день Юревиц написал председателю Орловской ЧК: «Прошу привести к исполнению приговора Тихоницкого расстрелом». 20 сентября 1918 года в 9 часов вечера приговор был приведён в исполнение.
Уводимый на казнь отец Михаил воспевал Пасхальный канон и утешал бывших с ним людей.
Надежда Васильевна Березина вспоминала: «…Я видела с подругами гимназистками, как отца Михаила вели на расстрел. Он молился о своих палачах по дороге к месту расстрела. Он был одет в рясу, которую потом снял и бросил знакомой прихожанке, с просьбой передать домой. Конвоиры не препятствовали. Когда его довели до церкви, при которой была богадельня для престарелых, батюшка осенил себя крестным знамением и благословил здание. Его привели на кладбище. Заставили копать могилу. Торопили. Видимо, боялись, что придут люди на выручку. Старец трудился из последних сил, но выкопал не глубоко. Сказали: хватит. Отец Михаил попросил помолиться. После молитвы повернулся к конвоирам и стал ждать. Не разрешил связывать руки и завязывать глаза. Стоял прямо, как-то даже грозно. Прогремели выстрелы. Он упал в могилу, которую быстро стали засыпать. От страха мы боялись даже дышать, как будто неведомая сила прижала нас к земле. Дождались, когда все ушли, и убежали домой».
О мученической кончине отца его сын епископ Владимир узнал в Москве, будучи участником Поместного собора. По его словам, сам Святейший Патриарх приехал к нему на извозчике выразить свое соболезнование.
В 1926 году сын отца Михаила Елпидифор написал: «Спит вечным сном старичок-священник, сражённый пулей за свою чистую веру. Кругом его улеглись его духовные дети, расстрелянные тогда же за свою крепкую любовь к Родине. Пишут мне, что не зарастает тропа к могиле мучеников и жив в сердцах населения образ светлого старца-молитвенника. Только храм замолк, и в пасхальную ночь не раздается уже христианский привет живого мёртвым. Но в моей душе в полночный час встречи воскресшего Христа звучат трогательные, полные непоколебимой веры слова: «И вы, сущие во гробех — Христос воскресе!». Всем напряжением умилённого чувства шлю я тогда в беспросветную даль мученику-Батюшке святой привет: «Христос воскресе, во гробе сущий и в моём сердце живущий».
Могила отца Михаила стала местом особого, благоговейного почитания православных людей. Жительница города Орлова Ольга Шалагинова рассказывает: «Я живу рядом с кладбищем, где могила протоиерея Михаила Тихоницкого. Хожу к нему каждый день. Когда у меня сильно болела голова, терпеть не было сил, я взяла песочек с могилки протоиерея Михаила Тихоницкого, помолилась, просила, чтобы помог. Песочек положила в бумажку, прикладывала к голове и все боли прошли».
Подобные случаи рассказывают и другие жители Орлова. Народная тропа к могиле старца ширится. Знавшие его при жизни горожане и те, кто слышал о нём из рассказов своих родителей, уверены в его святости.
8 сентября 2008 года святые мощи протоиерея Михаила Тихоницкого были обретены на кладбище города Орлова в месте, память о котором сохранило церковное предание. Ныне они пребывают в приходской церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви отец Михаил ныне причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. Прославление его состоялось в 2003 году[2].
Тропарь, глас 4
Богоугодному житию всей душею возревновав и мученическою кровию верность Христу запечатлел еси. Священномучениче Михаиле, моли Всеблагого Бога нашего, да сохранит Церковь и землю Российскую от ересей, расколов, мятежа и брани, укрепит нас в православии и единомыслии, возниспослет нам милости своя и молитвами твоими спасет души наша.
Кондак, глас 1.
Во граде Орлове пастырь добрый был еси и Вятския земли первый новомучениче. Спасу подобне за убийц своих молился еси, о их прощении Господеви взывая. И ныне у престола Человеколюбца предстоя о прощении прегрешений наших взывати не престай, Священномучениче Михаиле, теплый наш ходатаю и скорый помощниче.
[1] Глазков Иван Иванович// Древо. Открытая православная энциклопедия. URL: https://drevo-info.ru/articles/13673575.html (4.04.2019)
[2] Священомученик Михаил Тихоницкий, пресвитер//Православная энциклопедия «Азбука веры» URL: https://azbyka.ru/days/sv-mihail-tihonickij ( 2.04.2019)