В память о героях Победы
Воин-священник игумен Афанасий Ранцев
Среди многих миллионов солдат и офицеров, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны за свою Отчизну, были и те, кто, сняв рясу священника или монаха, брал в руки оружие, дабы защитить родную землю от нашествия вражия. Об одном из них – монахе, исповеднике веры, священнослужителе служившем, в том числе, и в Ижевской епархии, мы предлагаем почитать небольшой исторический очерк, подготовленный настоятелем Александро-Невского прихода с. Удугучин протоиереем Максимом Пислегиным. В конце статьи представлена небольшая презентация.
При Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете в 1992 году был создан крупнейший информационный ресурс по истории гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке. Он содержит информацию как о канонизированных Православной Церковью новомучениках и исповедниках Российских, так и о неканонизированных христианах, репрессированных в период с 1917 по 1959 годы. В настоящий момент ресурс доступен на многих языках мира.
Среди многих тысяч имён, находящихся в Базе Данных, есть краткие сведения о Петре Ивановиче Ранцеве.[1] А именно: Родился в 1904 году в Казанской губернии, с.Богородское. Окончил сельскую школу. Стал послушником Раифской Богородицкой пустыни.
В 1918 году часть монахов была расстреляна по вымышленному обвинению в «зверском убийстве и сожжении трупов». Пережив это первое посягательство, Петр Иванович в 1924 году принимает монашество с именем Афанасий.
В 1928 году обитель была окончательно разорена, монахи изгнаны из монастыря. Однако из 30 выживших монахов семеро каким-то чудом продолжали жить в кельях бывшего монастыря. Среди них и молодой послушник Петр Иванович Ранцев. Другие иноки поселились в близлежащих деревнях и селах. Несмотря на закрытие пустыни, влияние монашества в Раифе оставалось по-прежнему велико. Большинство Раифских монахов не переставало совершать Таинства, исповедовать, крестить, отпевать, даже служить Литургию. В монастыре продолжались тайные богослужения, которые по праздникам посещало монашество закрытых к тому времени монастырей – Раифского, Свияжского, Феодоровского — а также миряне из ближних сел.
27 января 1930г. в день прп. отец в Синае и Раифе избиенных, в последнюю церковь Раифской пустыни, собрались на престольный праздник бывшие насельники монастыря и верующие. Кроме того, еще накануне — ко всенощной — прибыли из Казани, Свияжска и окрестных деревень престарелые монахини и благочестивые миряне. Наутро состоялась последняя Божественная Литургия Раифской братии. Сразу после молебна свыше 30 человек были арестованы. Все они мужественно держались на допросах, не отрекаясь от веры. Иеродиаконы Иероним (Сорокин) и Порфирий (Советников), монахи Геласий, Нестор (Никитин) — с Афона, Савватий (Агафонов), послушники Александр Себельдин, Петр Ранцев, Иоанн Балякин, Иоанн Хорьков, а также 19 инокинь из трех закрытых в конце 20-х годов женских монастырей и несколько крестьян — явили собой образ христианской кротости и мужественного стояния за православную веру. Многие из арестованных были расстреляны или умерли в заключении, не услышав приговора суда, другие получили различные сроки концлагерей.
Дальнейшая судьба, как следует из Базы данных, не известна. Однако для нас он не является пропавшим без вести!
В Ижевском епархиальном Управлении для исследовательской работы нам любезно предоставили личное дело игумена Афанасия Ранцева.
Из его послужного списка[2] (где игумен сам пишет о себе) нам удалось узнать, что после закрытия Раифской пустыни он был переведен в качестве псаломщика в с. Богородское Столбищенского района Татарстана.
25 января 1930 г. игумен Афанасий был арестован. Из воспоминаний последнего пономаря Успенского храма села Богородское Василия Петровича Козловского мы узнаем, что Ранцев был сослан на строительство Беломорканала[3]. Отбыв свой срок, он служил псаломщиком в храмах Татарстана: в с. Тогашево, а затем в с. Большие Кабаны.
Потом он оказывается в Москве, где его 12 июня 1940 года рукополагает сперва в сан иеродиакона, а потом и иеромонаха митрополит Сергий Страгоро́дский – будущий патриарх Сергий. С началом войны Ранцев был мобилизован на фронт.
Дальше, судя по тому же послужному списку, ничего необычного не происходило. После Войны вернулся к служению в Больших Кабанах, а затем оказался в Удмуртии. Исследуя историю прихода храма в честь святого Александра Невского (с.Удугучин), мы узнали из рассказов прихожан и других респондентов, что в 1970 г. Афанасий был настоятелем этого храма.
Умер в 1976 году настоятелем храма Михаила Архангела в с.Сям-Можга.
Вот, вроде бы и всё, пробел заполнен. Однако не всё так просто. Осталось белое пятно военных лет.
Вот что он пишет о тех временах: «К сожалению, с 1940 года пошли войны – сначала с Финляндией, а потом началась война с фашистской Германией. Все как один пошли на защиту своей страны. Я был взят защищать своё родное отечество, и пробыл на фронте с 1941 по 1945 годы (до августа). Был три раза ранен. Имею четыре правительственные награды: Орден Красной Звезды, медали «За победу над Германией», «За освобождение Берлина» и «За освобождение Варшавы». После окончания войны я возвратился с победой на Родину и поступил опять в село Большие Кабаны в качестве псаломщика».
Для того чтобы узнать о том, как прошли эти военные годы, пришлось провести большую исследовательскую работу. В результате запросов в многочисленные организации, военные архивы, удалось получить ответ из военного архива Министерства обороны.
Приказом от 30 ноября 1943 года № 34/Н за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество гвардии рядовой Ранцев Пётр Иванович, наводчик ПТР 2 эскадрона 61 гв.кавалерийского полка 17 гв.кав.див., награждён Орденом Красной Звезды.[4]
Из наградного листа следует, что иеромонах Афанасий в бою 13 ноября 1943 года за высоту 141,7 при контратаке немцев из ПТР подбил немецкую самоходную пушку «Фердинанд», чем дал возможность отбить контратаку противника и удержать занимаемый рубеж.[5]
Этот «Фердинанд» представлял собой мощную немецкую тяжёлую самоходно-артиллерийскую установку класса истребителей танков. Боевая машина, вооружённая 88-мм пушкой, являлась одним из самых сильно вооружённых и мощно бронированных представителей немецкой бронетехники того периода. Несмотря на свою малочисленность, данная машина была одним из самых известных представителей класса самоходных орудий, с ней связано большое количество легенд. В ходе знаменитой Курской битвы бронирование этого танка продемонстрировало свою малую уязвимость для огня советской основной противотанковой и танковой артиллерии.
В результате проделанной работы мы увидели перед собой жизненный путь одного из служителей Русской Православной Церкви – игумена Афанасия Ранцева. И оказалось, что он с оружием в руках прошёл всю Великую Отечественную войну и неоднократно был награждён за боевые заслуги. А ведь это всего одна биография священника, на которую мы вышли, исследуя историю одного конкретного прихода. Можно назвать много имен таких служителей Церкви, воевавших за Родину и внесших свой вклад в Победу.
[1] http://martyrs.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/no_dbpath/docum/cnt/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuEc8radO6UXuLWs006ce0hfe8ctk*
[2] «Личное дело игумена Афанасия Ранцева»/ Архив Ижевского Епархиального Управления.
[3] www.Kds.eparhia.ru/www/script/diploma-petrushenkov2009&.html
[4] Военный архив Министерства обороны РФ/ http://www.podvig-naroda.ru/?#tab=navPeople_search
[5] Там же.