Для чего нам нужна колокольня? Или чудотворный мостик к вере

 В апреле в рамках проекта  «Чудотворный мостик», получившего  грант в российском конкурсе «Православная инициатива- 2011»,  было проведено  пилотажное социологическое  исследование «Для чего нам нужна колокольня?» с целью  выяснения отношения населения к проблеме восстановления колокольни храма Иоанна Богослова в п.Игра.   Анкетирование   несло и информационную функцию. В ходе исследования  информанты проводили уточняющие беседы.  Опрошено 117 игринцев, в  том числе  через социальную сеть «Вконтакте».  На первый вопрос «Как вы относитесь к идее восстановления колокольни храма Иоанна Богослова в п.Игра?» 88 % опрошенных ответили положительно, 11 %  выразили безразличное отношение, 1% -отрицательное. На второй вопрос  «Надо ли населению собирать средства на восстановление колокольни?»   положительный ответ дали 62 % опрошенных, отрицательный ответ - 12 % опрошенных,  испытывали затруднения в ответе 25 % опрошенных. Свой вариант ответа предложили 2% опрошенных,  выразив мнение, что государство должно выделять денежные  средства на восстановление святынь.  Другое  личное  мнение выражается том,  что сбор средств не целесообразен,  поскольку  принуждение к участию в акции вызовет  возмущение со стороны  людей, а  благотворительный способ сбора не даст хороших результатов (больших средств   не собрать). Ответы  на третий  вопрос: «Каким способом лучше собирать средства на восстановление колокольни?»  выявили следующее: 61 % опрошенных  предложили установить ящики для пожертвований  в храме, 39 % - ящики в магазинах, 21 % опрошенных предлагают  вести сбор пожертвований  на предприятиях от работников трудовых коллективов. Следующие личные   варианты ответов предложили  респонденты: 2 % опрошенных предложили открыть счет в банке,  2%- привлечь спонсоров. В одном ответе содержалось предложение:   в августе    организовать добровольное отчисление    на открытый спецсчет из заработной платы работников трудовых коллективов, а предварительно сделать рекламу     в СМИ. Идентичное  предложение респондента: «надо наладить контакты с  руководством предприятий,  провести с ними переговоры, чтобы они подключили свои трудовые коллективы к участию в акции (а ящики для пожертвований  будут вспомогательным  вариантом)». Другие единичные предложения  свидетельствуют об имеющихся мнениях: выделяться  деньги должны с федерального бюджета,  бюджета местной администрации. Четвертый  вопрос: «Что даст  населению участие в восстановлении колокольни?»  выявил  разброс мнений участников анкетирования.  Наибольший процент ответов (19 %  опрошенных)  свидетельствует о том, что респонденты ожидают «спокойствие в душе, умиротворение, ублаготворение жизни», 10 % опрошенных считает участие в акции актом духовного единения народа. Есть мнения, что  сбором пожертвований  консолидируется нация. Привлечение в храм новых прихожан и поднятие авторитета  церкви видит результатом акции 6% опрошенных. Ожидает  «придание храму эстетического вида»   3% опрошенных, воспитание бережного отношения к святыням и историческим памятникам - 3% опрошенных,    возрождение  православных традиций  и укрепление православной веры- 3% опрошенных, повышение самооценки жителей поселка -1%, затруднились  ответить-5%.  3 % опрошенных  отнеслись скептически к  ожиданиям, ответив, что  «участие в акции  по восстановлению  колокольни ничего не даст». Таким образом, через социологический опрос  выявлено положительное отношение основной части населения к проводимой акции по сбору пожертвований для восстановления колокольни. Надо заметить, этому фактору способствовал  ряд мероприятий, проведенных в рамках проекта «Чудотворный мостик» (их  содержание  было направлено на  объединение населения вокруг идеи восстановления колокольни),  востребованы 3 выпущенных фильма на местном материале  православного содержания, опубликовано несколько статей в районных  газетах, велось информирование на Игринском и республиканском радио, выходили в свет  телепередачи, освещавшие идеи проекта. Присутствует разброс мнений респондентов в способах сбора средств, при этом большая половина опрошенных считает, что  пожертвования в храм  принесут наибольший эффект через ящики, установленные в храме и  в магазинах. Никто из респондентов не упомянул благотворительную выставку-ярмарку «Я рисую Божий мир». Несомненно, через выставку-ярмарку  не собрать значительных средств,  но она наглядно побуждает людей  обратить внимание на проблему восстановления колокольни,  будит у юных участников  выставки (художников, мастеров ДПИ) чувство сопричастности, как и у тех, кто приобретает  творческие работы, жертвуя на  храм. Интересно изучение  мнений о о том, что дает участие в акции по сбору средств для восстановления колокольни.  Только 8% опрошенных  не знают,  или не  видят  смысла  в том, что человек получит пользу при  целевом жертвовании на колокольню, 92% опрошенных   дают положительную оценку, основной смысл которой  заключается в духовном возрождении,  единении и сохранении православных традиций. Итак,  результаты  социологического исследования  соответствующими  ожиданиям, а именно:  имеется тенденция  к консолидации населения вокруг идей православия, что  может послужить  стимулом  вхождения в храм новых прихожан и привлечения к идеям православия  людей, которые в настоящее время  испытывают безразличие к идеям духовного  возрождения.  В.Гордеюк - руководитель проекта «Чудотворный мостик» , член Совета православного центра