Святая покровительница русских женщин
Святая христолюбивая благоверная великая княгиня Евдокия Московская, во инокинях Евфросиния, верная и любящая супруга святого Дмитрия Донского – православная христианка, молитвенница, верная и заботливая супруга, многодетная мать, женщина-правительница, строительница, благотворительница, покровительница нуждающихся, «сестра милосердия». Многими дарами природы украшена была княгиня, но главное, что «мудрость ея и благочестие превосходили временную красоту». За все за это в народе русском святая Евфросиния почитается как покровительница женщин.
Евдокия родилась в 1353 году.
Миниатюрной девочкой (согласно антропологической реконструкции конца XX века, ее рост был 155 см) Евдокия была просватана замуж за великого князя московского и владимирского Дмитрия, внука Ивана Калиты и сына Ивана II Красного.
В 1366 году состоялась свадьба 13-летней Евдокии Дмитриевна и 16-летнего Димитрия Ивановича.
Она родила супругу двенадцать детей: восемь сыновей и четырех дочерей.
Но сил у нее хватало не только на семью – княгиня строила дома погорельцам, жертвовала деньги вдовам, детям, бедствующим. По великим праздникам она приходила в дома бедных, приносила им угощения, а во время моровой язвы стала, по сути, первой сестрой милосердия.
В знаменитом литературном памятнике — «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что когда князь Дмитрий отправился с войском на битву с Мамаем, в отсутствие мужа Евдокия «постоянно пребывала в святой церкви, молясь день и ночь», призывая помощь Божию, чтобы Дмитрий «своей твердой рукой победил вышедших на него всех поганых». Во время битвы раненому князю, упавшему и едва не затоптанному своими же в пылу боя, было видение его жены. С его помощью он сумел доползти до ближайшего перелеска, где и нашел его обрадованный двоюродный брат Владимир Андреевич.
После смерти мужа, Евдокия прожила еще 18 лет и участвовала в управлении княжеством, так как Донской указал в духовной грамоте, чтобы сыновья беспрекословно слушались мать. Почти до смерти сохранит она красоту и здоровье. Но ни одному мужчине не нашлось ни в ее сердце, ни рядом с ней места. При всем при этом, как вскрылось уже после ее смерти, долгие годы после смерти мужа она тайно носила под одеждой вериги, от чего со временем «очернелое от трудов тело» и «прильнула к костям плоть».
Свою давнюю мечту о монашестве Великая княгиня Евдокия смогла осуществить лишь перед самой смертью. 17 (30) мая 1407 года она приняла постриг с именем Евфросиния.
Умерла она 7 (20) июля 1407 года, и похоронена была (как и завещала) в Вознесенском женском монастыре.
Евдокия Московская — женщина, в которой сочеталось столько благодатных даров, что диву даешься: как это возможно? Как можно быть и верной супругой, и заботливой многодетной матерью, и мудрой правительницей, и щедрой благотворительницей, и строгой постницей, и молитвенницей, удостоившейся венца святости? А между тем, ответ прост: она жила так, как должно жить христианке, не выдумывая себе особых путей, но следуя тем путем, который указан Самим Богом.
В XIX веке Евдокия была прославлена как местночтимая святая. До революции иконки с образом святой княгини были почти в каждой московской семье. Евдокия оказалась на долгое время, до прославления великой княгини Елисаветы Федоровны, единственной женщиной в соборе московских святых. Более того, канонизация Евдокии состоялась намного раньше прославления ее мужа, Дмитрия Донского, который был причислен к лику святых лишь в 1988 году.
Сегодня, когда роль женщины в общественной и государственной жизни возрастает, образ Евдокии — чистый, подвижнический, свидетельствовует о самых лучших качествах женской души и задает идеал, к которому следует стремиться девочкам, девушкам и женщинам во всех поколениях.
Как далек, однако, бывает идеал этот от современных девочек, девушек и жен, многие из которых мыслят, говорят, поступают в браке, семье и обществе, определяют себе смыслы и назначают себе цели в жизни с точностью до наоборот от святой Евдокии. Что вполне объяснимо, ведь весь интернет, все «инстаграмы», «тиктоки», глянцевые журналы и большая часть программ на телевидении зовут женщин прочь от этого святого идеала.
Евдокия же в полной мере исполнила завет апостола Петра, обращенный ко всем христианкам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, потому что именно это драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3:3-4).
Если мы посмотрим на ее жизнь, то увидим в ней подтверждение слов апостола Павла, что «жена спасается чадородием, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:15).
Как это понять? Разве только рожая детей, женщина может спастись? Нет, конечно. Апостол говорит о гораздо более глубоком: о том, что женская природа устроена так, что через самоотдачу, через служение, через любовь к ближним, через жертвенность она обретает спасение. Чадородие — это не просто биологическая функция, это образ жизни, это способность взращивать в душе добродетель, пестовать в сердце любовь, воспитывать в себе терпение, смирение, кротость. Женщина спасается не самим физиологическим процессом рождения детей, а тем, что через материнство в священном супружестве, через несение все умножающихся «тягот друг друга», научается любить супруга, детей, а далее и всех ближних так, как любит Христос — самоотверженно. И так исполняет «закон Христов» — Его главную заповедь: «Любите друг друга. Как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга».
Вот и святая Евдокия, будучи княгиней, не загордилась своим высоким положением, но, как истинная христианка, видела в муже своего главу, как заповедано в Писании: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5:22-23). И это не унижение, не рабство, а великая тайна иерархического единства, подобного единству Христа и Церкви. Она не спорила с мужем, не боролась за власть, не требовала равенства в мирском понимании, но в смирении обрела истинную силу — силу духа.
А ведь сегодня многие говорят: «Да что это за древние порядки? Разве женщина не может сама решать свою судьбу?». Может, конечно. Но вопрос не в том, может ли, а в том, куда это приведет. Поступки человека вопреки духовным законам, установленным Богом при сотворении этого мира, самих законов этих не отменяют и не изменяют. И потому всякий, поступающий вопреки «Инструкции к жизни человеческой», которую Бог изложил в Священном Предании в форме заповедей запретительного и побудительного характера, и хранительницей которого является Церковь, сам лишает себя человеческого счастья, каверкая свою временную жизнь и обрекая себя на печальную участь в вечности.
Когда жена перестает видеть в муже главу, семья в том виде, как задумал ее еще в Раю Бог, начинает разрушаться, рассыпается, как дом без фундамента. Ветхий Завет и Новый говорят об одном: Бог установил иерархию не для угнетения, а для порядка, для мира, для красоты, для гармонии, для благодати. И святая Евдокия понимала это. Она не была безвольной тенью мужа — она, по заповеди Божией, была его помощницей, его опорой, его сомолитвенницей. И в этом — начало и залог ее святости.
Но как же спастись христианке в XXI веке, когда мир кричит о свободе, о независимости, о том, что главное — это самореализация? Преподобный Серафим Саровский давал удивительно простой совет: «Подвизайтесь тем подвигом, который дает вам больше благодати». Если тебе легче молиться — молись, если легче творить милостыню — твори, если легче терпеть скорби — терпи. Главное — стяжать благодать Духа Святого.
Для одной женщины главным подвигом будет воспитание детей в страхе Божием, для другой, не имеющей детей, — помощь мужу в его служении, для третьей — забота о больных, для четвертой — молитва за родных. Не нужно гнаться за чем-то неестественным, надуманным. Святая Евдокия не уходила в монастырь до смерти мужа, не оставляла его, не бросала своих супружеских и материнских обязанностей — она освящала их. Добросовестно исполняя их день за днем, она превращала каждый день своей жизни в служение Богу. И именно так стала святой.
И нам так надо жить: не выдумывать себе особых путей, а освящать тот путь, на котором мы находимся, кто в каком звании позван Господом. Если ты жена — будь верной женой. Если мать — будь доброй матерью. Если дочь — почитай родителей, дедушек, бабушек и всех старших. А главное — помни, что без Христа, без благодати Духа Святого все наши труды — ничто.
Пусть же, по молитвам святой благоверной великой княгини Евдокии Московской, во инокинях Евфросинии, Господь наставит на истину всех русских женщин, девушек и девочек, и помилует страну нашу Российскую.
Преподобная мати Евфросиние, моли Бога о нас!
Священник Вячеслав Клюев.
#Евдокия_Московская #Священник_Вячеслав_Клюев
Источник: Глазовская епархия Русской Православной Церкви
https://vk.com/wall-77906142_18342

