Рубрика вопрос-ответ. Богослужебный устав
Иван задает вопрос в продолжение темы богослужебного Устава:
«Вы рассказали про вечерню и утреню, а что значит «часы», которые обычно перед Литургией в 7:40 читаются? Я там, вроде как, слышу много молитв из утреннего правила. Это чтобы утром дома молитвы не читать, а сразу в храм идти?»
Часы — это краткое уставное богослужение, уходящее корнями в ветхозаветные времена: например, в книге Деяний есть упоминание о богослужебном собрании в 9-м часу дня в Иерусалимском храме (Деян. 3:1). В Православной Церкви есть 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы, которые сложились в монашеских уставах. У евреев часы отсчитывались не от полуночи, а от рассвета, поэтому 1-й час соответствует 7 часам утра, 3-й — 9, 6-й — 12, 9-й — 3 часам пополудни.
В связи с определенными процессами формирования богослужения эти часы чаще стали соединяться с другими богослужениями. Например, 9-й час соединяется с вечерней (у нас и во многих других храмах он обычно опускается, кроме великопостных служб), 1-й час — с утреней (мы сейчас не пишем этого в расписании богослужений, просто после утрени всегда сразу начинается 1-й час), 3-й и 6-й часы предшествуют Литургии.
Поэтому слово «Часы» перед Литургией — это именно 3-й и 6-й часы. Кстати, базовый текст часов и других уставных богослужений находится в книге… «Часослов»! (Возможно, название книги связано не столько со службами часов, сколько с молитвой, которая читается в конце всех часов, а также полунощницы и повечерия: «Иже на всякое время и на всякий час…»).
Но касательно утренних молитв вы немного ошиблись — в часах почти нет совпадений с утренним правилом. Но оно есть… в полунощнице! Да, как ни странно, по своей сути полунощница — это богослужение, совершаемое после пробуждения глубокой ночью или очень ранним утром для молитвы. Поэтому если не хотите читать утренние молитвы — читайте полунощницу (ее можно читать келейно, т.е. индивидуально дома)! Правда, она длиннее утренних молитв…
Максим интересуется: «Можно ли в постный день заменять молоко коровье на молоко овсяное? И другие замены продуктов.»
Да, это возможно.
Ольга недоумевает: «Разговаривали с мужем на тему призраков и интересует такой вопрос. Почему некоторые люди их видят — например, проезжая мимо кладбищ, или те, кто работает на них? Ведь люди попадают либо в рай, либо в ад. Это неупокоенные души?»
Неупокоенные души не находятся на земле. Ад и рай, кстати, тоже еще закрыты: души людей находятся, скажем так, в их преддверии, в предвкушении радости или страданий. И Царство Небесное, и вечная мука настанут только после Страшного Суда Божия.
Что же касается призраков, то они могут иметь разную природу. Тут два варианта: это либо явления потустороннего мира (обычно бесов, редко ангелов или святых), либо психические переживания (от очень активной работы воображения до галлюцинаций или иных психических расстройств).
Если человек видит призраки, ему следует исключать один из этих вариантов. Вообще-то правильнее сначала сходить к психиатру, но большинство этого боится, поэтому можно пойти от обратного: поисповедоваться, причаститься, освятить квартиру / дом и посмотреть, не пройдет ли это наваждение.
Источник: Храм Иверской иконы Божией Матери г. Ижевска
https://vk.com/wall-105502163_2881