О трезвости и трезвении

Во Всероссийский день трезвости вся Россия, по крайне мере на словах, вспоминает о трезвости. А Церковь в этот день вспоминает событие страшное, кровавое, от которого мурашки бегут по коже — усекновение главы великого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Произошло это злодеяние на пиру, в хмельном угаре, в разгуле страстей, когда уже никто не владел собой. Когда царь Ирод, опьяненный вином и похотью, плененный танцем девицы, дал страшную, безумную клятву. И вот уже в ответ на безумное обещание звучит бесчеловечное требование: дай мне сейчас же на блюде голову пророка! А следом — требование уже и исполнено…. Что привело к такой трагедии? Помутнение рассудка, морок, бесовское наваждение, вышедшее из кубка с вином.

Мы, современные люди, слышим эту историю и качаем головами: ах, варварство, ах, жестокие времена! А сами-то? А мы-то с вами? Мы ведь тоже пребываем в непрестанном угаре, временами еще более изощренном! Мы тоже, как тот Ирод на пиру, нередко даем слова, клятвы и обещания, которые потом оборачиваются духовной смертью, соблазнами и обидами. Мы отдаем на усекновение свою душу, свою совесть, свою жизнь — только не по требованию злой девицы, а по наваждению этого преходящего мира.

Мы живем в мире сплошного морока. Мир предлагает нам тысячи соблазнов и способов забыться, уйти, спрятаться от реальности. Это не только алкоголь и наркотики. Это и бесконечный, не знающий насыщения бизнес, это и шоппинг, и погони за статусом, за новыми ремонтами, машинами, за очередной безделушкой. Это и соцсети, в которых мы создаем себе фантастический, приукрашенный портрет — и сами же в него потом верим! Мы живем в выдуманном мире, как тот самый «фантастический христианин» у греческого богослова Иоанна Корнаракиса, который сам себя убедил, что он христианин, а по сути, в сердце, внутреннее, святоотеческое христианство у него даже не начиналось.

Мы убегаем в экстремальные виды спорта и в бесконечные развлечения, в адреналин, лишь бы не слышать тишины, не оставаться наедине с собой, с той самой мыслью: а кто я есть? зачем я живу? куда иду? Мы боимся тишины, как огня! Лучше включить телевизор, лучше залипнуть в смартфон, лучше пойти в торговый центр, лишь бы не услышать голос собственной души, которая тоскует по вечному, а не по этому тленному праху, что нам предлагает в качестве смысла жизни окружающий нас суетный мир времени и пространства.

И что в итоге? Бессмыслица. Полная, тотальная бессмыслица вместо смыслов. Мы стали безответственными во всем!
Учеба? Да зачем она, если можно стать «блогером»!

Работа? Лишь бы денег получить, а профессиональные навыки, профессиональное мастерство, радость от выполненной работы и хорошо сделанного, полезного людям дела, многим уже и не известны.

Брак? А, это так, временное партнерство, пока не надоест, до новых влюбленностей. Семья? Обуза, от которой или задерживаются допоздна в офисах, или убегают в клубы.

Мы разучились отвечать за свои поступки, за свои слова, за своих близких! Мы плывем по течению этого общего морока, этого всемирного опьянения суетой, тотального поглощения душ непреодолимым унынием, апатией, безволием, бессилием что-либо изменить и, в конечном итоге, нежеланием что-либо изменять, ни в себе, ни в окружающем нас мире.

Мы спим, братья и сестры! Крепко спим! А Господь нам говорит: «Бодрствуйте, ибо не знаете, в какой час Господь ваш приидет» (Мф. 24:42). И ап. Петр призывает к трезвению и духовному бодрствованию (1 Пет. 5:8), указывая, что враг человеческого спасения диавол, подобно свирепому льву, стремится погубить всех неосторожных и легкомысленных. Что значит трезвиться? Это не только не пить вина. Это значит — очнуться! Прийти в себя! Опомниться! Сбросить с себя это наваждение, это сладкое, усыпляюще, дурманящее облако мира сего. Трезвиться — значит пресекать греховные помыслы на уровне прилога и не допускать сердцу прилепляться к греховным чувствам и желаниям.

Трезвение — это ясный взгляд на себя. Возможно, влекущий горечь, некомфортные или даже болезненные чувства, но зато отражающий реальную действительность, а не наши фантазии о ней. Это видение своих грехов, своих недостатков, своей немощи. Это отказ от фантазий о себе любимом, от того, чтобы иметь бесконечные мнения обо всех и обо всем, при одновременном недостатке реальных знаний и опыта, дающего реальную мудрость. Это мужество сказать: «Господи, я нищ и убог, помоги мне!». Трезвение — это когда ты видишь мир таким, какой он есть — как поле битвы между добром и злом, а не как площадку для развлечений. Трезвение — это ответственность. За свою душу, которую нужно спасти. За своих детей, которых нужно вырастить не потребителями, а воинами Христовыми. За свой народ, который гибнет от массовых грехов, вырождаясь и вымирая.

И пьянство — один из них. Ведь оно всегда вело и сейчас ведет к физической, интеллектуальной и духовно-нравственной деградации людей и в перспективе к неумолимому угасанию нации. Алкоголь является страшным зверем, пожирающим людей, влекущим распад семей, женское и мужское бесплодие, рождение больных детей, совершение тяжких преступлений со смертельным исходом, разрушение здоровья и значительное снижение умственных способностей как у самих употребляющих алкоголь, так и у их потомков, получающих дурную наследственность.

Православный русский человек исторически всегда был работающим, трудолюбивым, ответственным, целеустремленным. Без этих важных качеств просто невозможно было бы создать такое государство, каким является Россия. Поэтому так настойчиво навязываемый нашему обществу стереотип о пьянстве как неотъемлемой черте русского народа, русского характера, безусловно — один из элементов ведущейся против православной России когнитивной войны, эффективным информационным вбросом со стороны наших врагов.

К сожалению, стереотип этот в безбожное советское время прижился в нашем народе, лишенном в тот период времени главного в жизни — веры, открывающей общение с Богом, дающей душе смысл бытия — путь на Небо. А потому крайне необходимо вернуть нашему народу понимание и убеждение, что трезвость — это норма жизни, тем более жизни духовной. Ведь каждое утро мы просим Господа, чтобы Он даровал нам бодрствующим сердцем и трезвенною мыслью прожить всю ночь здешней земной жизни (из утренних молитв). А духовное трезвение невозможно без трезвения плоти, это аксиома!

Без возвращения людей к трезвенному образу жизни нельзя представить будущее Русского мира. Если мы хотим и впредь сохранять мировое лидерство в технологическом, интеллектуальном отношении, если желаем, чтобы в народе нашем рождались талантливые, умные и, главное, здоровые дети, борьба с алкогольной угрозой — задача, которую необходимо решать. Никакие меры по улучшению демографической ситуации в стране не будут иметь ощутимого эффекта, если не вести борьбу за укрепление трезвенных убеждений.

Сегодняшний день — это не просто «день против алкоголя». Это день против ВСЕГО, что нас одурманивает, усыпляет, уводит от Христа. Это день, когда мы должны сделать резкий, трезвый выдох и очнуться. Взглянуть на образ великого постника и трезвенника — Иоанна Крестителя, который не боялся пустыни, не боялся тишины, не боялся правды. И контрастом — взглянуть на себя, живущих в шуме, в суете, в бегстве от себя самих.

Перестанем бегать! Остановимся. Хотя бы сегодня. Выключим весь этот внешний шум. Взглянем на Крест Христов. Осознаем, что мы не знаем, в какой час душа наша будет потребована от нас, а значит не можем позволить себе беспечность. Вспомним, что жизнь — это один миг, за который мы дадим ответ Богу Живому.

Даруй же нам, Господи, молитвами Предтечи Твоего Иоанна, встретить этот час бодрствующими, а не спящими, и дать ответ Тебе трезвыми, а не пьяными от суеты этого мира.

Священник Вячеслав Клюев.
Источник: Глазовская епархия Русской Православной Церкви
https://vk.com/wall-77906142_19040