Иисус Христос — Камень краеугольный
В Неделю 13-ю по Пятидесятнице мы слышим за Литургией притчу Христа о злых виноградарях (Мф. 21:33-42). Страшная притча о том, как хозяин виноградника посылал к работникам своих слуг – их били, убивали, камнями побивали. Послал других – с ними поступили так же. И наконец, решил послать своего собственного сына: «устыдятся сына моего», – подумал он. Ан нет! Злые делатели, увидев наследника, рассудили так: «Это наследник. Давайте убьем его, и наследство наше будет!» Схватили его, вывели вон из виноградника и убили.
Спаситель, рассказывая эту притчу, обращается к первосвященникам и старейшинам, к этим «строителям» народной религиозной жизни, и задает им, казалось бы, простой, детский вопрос: «Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими злодеями?». Они, не понимая, что говорят о себе, выносят сами себе приговор: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои».
И вот здесь, после этого собственного их приговора, Господь произносит ключевые слова. Он смотрит на них и говорит: «А вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа было, и есть дивно в очах наших» (Пс 117:22−23)?».
«Камень краеугольный». Христос берет слова из псалма, который они знали наизусть, который пели на праздниках, и применяет их к Себе. Он – Тот Самый Камень. Тот, Кого они, «строители», в чьи обязанности входило узнавать волю Божию и вести народ к встрече с Мессией, – отвергли. Посчитали ненужным, лишним, не вписывающимся в их архитектурные планы, в их представления о том, каким должен быть Бог и Его Посланник.
Они ждали от Бога могущественного царя, политического вождя, который поднимет восстание против Рима и приведет Израиль к политическому и экономическому процветанию, возвысив его над другими народами и странами. А пришел – Плотник из Назарета. Говорил о любви к врагам. Мыл ноги рыбакам. Общался с мытарями и грешниками. Он не вписывался в их чертежи! И они отбросили Его прочь, как мешающий, неуклюжий, ненужный камень. «Негоден Он нам!» – сказали они. И повели Его на Голгофу.
Но что же делает Бог? Он берет этот отвергнутый, оплеванный, окровавленный Камень и полагает Его в основание нового мира, новой Вселенной, нового творения! Он становится Главой угла. Краеугольным камнем.
Что такое краеугольный камень? Это не просто первый камень в фундаменте, который закладывают на празднике с ленточками. Нет. В древней архитектуре – это особый камень, который ставили на угол здания. От его точности, от его формы, от его прочности зависело всё. Все остальные камни, все стены, всё здание выравнивались по нему. Он связывал две стены, задавал строй, порядок, гармонию, устойчивость всему сооружению. Без него – всё это просто груда булыжников, которые развалятся при первом же ветре.
Вот Кем стал Христос! Тем, по Кому выверяется вся наша жизнь. Тем, на Кого опирается всё здание Церкви. Тем, Кто связывает воедино Ветхий Завет и Новый, небо и землю, Бога и человека. Это «от Господа было» – это Божий замысел, Божья ирония, Божья премудрость! То, что люди отвергли, Бог вознес до небес. То, что показалось людям слабостью и безумием, оказалось силой Божией и премудростью Божией. И это «есть дивно в очах наших»! Это действительно дивно, удивительно, иррационально, парадоксально для нашего человеческого, греховного ума.
Но дальше Господь говорит страшные слова. Он говорит, что с этим Камнем связано наше спасение или наша погибель. Он говорит о двух видах людей.
Первые – это те, для кого Он становится «камнем преткновения». О них сказано: «и кто упадет на этот камень, разобьется». Это те, кто спотыкается о Христа. О Его заповеди. О Его учение о любви. О Его Крест. О Его Церковь. Им что-то не нравится. Их что-то смущает. Их гордыня, их ум, их плотское мудрование натыкается на этот Камень, и они падают, разбиваются. Но разбиться – это еще не окончательная гибель. Разбитого, упавшего, покалечившегося – еще можно поднять. Ему можно посочувствовать, его можно исцелить, его можно вразумить. Покаяние может склеить эти осколки. Милость Божия может поднять этого человека.
Поэтому есть вторые. Те, о ком сказано: «а на кого он упадет, того раздавит». Это те, кто не просто споткнулся и упал. Это те, кто в своей ожесточенной злобе, в своей сознательной ненависти, восстал на этот Камень. Кто взял в руки этот Камень, чтобы швырнуть Его со стены, чтобы уничтожить. Это те, кто ведет сознательную, ожесточенную войну против Христа и Его Церкви. Кто борется с Ним, кто ненавидит Его, кто плюет на Него. И когда этот Камень, этот камень Божьего суда и Божьей правды, падает на такого человека – он не разбивается, он раздавливается, стирается в порошок. Это образ окончательной, страшной, невозвратной гибели. Вина таких людей – тяжелее. Ибо споткнуться по немощи – одно, а бороться со Христом по злобе сердца – совсем другое.
И когда мы говорим о тех, на кого камень сей упадет и раздавит, мы должны понимать, что речь идет не только о каких-то древних, ослепленных книжниках. Нет, этот дух отвержения Камня, эта ярость против Христа и Его Церкви – она проходит красной нитью через всю историю человечества, особенно в те ее моменты, когда человек возомнил себя богом. К примеру, великие и страшные революции, которые всегда по сути своей были богоборческими.
Взять ту же революцию в России, что породила красное колесо, перемоловшее миллионы. Что было первым делом так называемых революционеров? Не декрет о мире, нет. Первым делом – расстрелы священников, кощунственные карнавалы, взрывы храмов, уничтожение икон. Большевики-коммунисты, эти новые «строители» светлого будущего без Бога, с молотом в руках принялись выбивать из основания России этот Краеугольный Камень, Христа. Они объявили Его пережитком, опиумом, обманом. И что же? Они построили свое здание? Да, построили. Здание с человеческими жертвоприношениями, с лагерями, со страхом и ложью. И это здание рухнуло, потому что было построено на песке человеческой гордыни, и оно раздавило многих своих строителей. Но дух-то остался.
Сегодня этот дух действует не только под красным, но и под радужным знаменем. Те самые «прогрессивные» силы западного мира – воинствующие либералы, ярые ЛГБТ- и чайлдфри активисты, феминистки, для которых нет ничего святого, кроме их извращенной воли. Они тоже – новые «строители». Они строят свой вавилонский проект, где разрушена установленная Богом иерархия, где человек – это биомасса для экспериментов, в которых можно не только отменить заповеди Божии, но и Его законы, поставленные для природы: отменить пол, отменить семью, отменить саму природу, данную Богом.
И видят они, что Христос и Его Церковь – это тот Самый Камень, который мешает им довершить строительство. Он мешает им объявить грех нормой, а норму – грехом. И потому на Него ополчаются с такой лютой ненавистью. Они уже не просто спотыкаются, нет! Они сознательно, планомерно, с адской изобретательностью ведут войну на уничтожение: пишут законы, принуждающие к греху, травят в информационном поле, в общественном пространстве верующих, отменяют христианские праздники и традиции под предлогом «толерантности», закрывают храмы, объявляют Евангелие не проповедью любви, а разжиганием ненависти. Все это не падение – это броски камней в Лик Христа. Это ожесточенное восстание. Бунт против Создателя.
И участь их, увы, страшна и предсказана Господом. Ибо нельзя бесконечно бороться с Богом, не будучи Им раздавленным. Это не значит, что Бог мстительно ждет, чтобы их раздавить. Нет! Это значит, что они сами, своим ожесточением, своим упорством во зле, сами бросаются под этот неминуемый камень Божьего закона, под колесницу Его правды. Они сами выбирают быть не исцеленными разбитыми сосудами, а быть стертыми в порошок. Ибо сказано: «страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр. 10:31). Страшно продолжать бороться с Ним, когда Он уже явил Себя как Любовь и Жертва. Это уже не неведение, а сознательное противление, за которое ответ строже и страшнее.
Страшный итог Господь провозглашает тем самым первосвященникам: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21:43).
Какому народу? Не какой-то другой нации. А новому народу. Тому, что апостол Петр назовет «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел, чтобы возвещать совершенства Призвавшего их из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). То есть – Православной Церкви Христовой! Тем, кто примет этот Камень как основу своей жизни. Тем, кто будет выверять по Нему каждый свой поступок, каждую мысль. Тем, кто будет приносить плоды – плоды веры, плоды покаяния, плоды любви, плоды милосердия.
Братья и сестры, мы с вами, православные христиане – этот народ. Нам даровано Царство. Но дано не навечно, как некая собственность. А дано под ответственность. Вопрос к нам сегодня: а что мы делаем с этим Камнем? Мы строим на Нем свою жизнь? Или мы спотыкаемся о Него, ропщем, когда Он нам мешает жить по-старому, по-греховному? А может, мы уже в ожесточении, в гордыне, пытаемся бороться с Ним в своей душе, говоря: «Нет, я хочу по-своему! Моя воля, а не Твоя да будет!».
Посмотрите на этот Камень, на Христа распятого и воскресшего. Он – мерило всего. Он – основа всего. На Нем стоит все. И только на Нем. Не на наших умствованиях, не на наших достижениях, не на нашей праведности.
Господь Иисус Христос – краеугольный Камень нашего бытия в вечности, нашего спасения, единственное возможное основание нашей победы во веки веков!
Священник Вячеслав Клюев.
Источник: Глазовская епархия Русской Православной Церкви
https://vk.com/wall-77906142_18975