Вечное «сейчас» и христианское отношение ко времени

1/14 сентября Церковь празднует своё новолетие, и на Литургии мы слышали в евангельском отрывке, как Христос входит в синагогу назаретскую, раскрывает свиток пророка Исаии и читает такие слова, от которых у всякого иудея дух захватывало: «Дух Господень на Мне… проповедовать лето Господне благоприятное». Он читает слова, 7 веков ждавшие своего часа, слова о помазании благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать лето Господне благоприятное. И вот — взоры всех устремлены на Него, а Он произносит: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». Не «исполнится», не «начинается», но — «ныне исполнилось». Вот оно, это ныне, которое разрывает пелену времени, этот миг, в котором вечность вторгается в нашу временность и всё преображает. Этим «ныне» Христос возвещает конец одной эры и начало другой — не просто нового года, но нового эона, новой твари.

Ежегодно, входя в индикт, в начало своего богослужебного года, Церковь освящает это «ныне». Не вчера и не завтра, а «сейчас». Христос этим словом, как топором, рассек всемирную историю пополам. Всё, что было до – было ожиданием. Всё, что после – стало исполнением.

Бог во Христе не просто благословляет очередной отрезок времени, ещё один виток календаря. Нет, Он освящает само время, Он указывает нам на его коренную, радикальную перемену. То время, о котором с тоской и безнадежностью говорил Екклесиаст, время под солнцем, замкнутое в круге рождений и смертей, время, где нет ничего нового и все — суета сует, — это время минуло. Отныне время становится иным. Оно становится временем Церкви, временем спасения, «летом Господним благоприятным». Время больше не бессмысленный поток, уносящий нас в никуда. Оно становится путем, священной историей, литургией, в которой каждый миг может быть наполнен Божественным присутствием, может стать дверью в вечность.

И это потому, что в мир вошел Тот, Кто есть Альфа и Омега, Начало и Конец. Он, вечный, вошел во время и сделал его Своим таинственным проводником. Отныне в самой текучести, в самой изменчивости времени присутствует нечто неизменное — Его Царство. Оно не где-то там, в далеком будущем или на небесах. «Царство Божие внутрь вас есть», — говорит Он. Оно уже здесь, уже среди нас, уже пришло в силе. И подлинная жизнь Церкви, её сущность — и есть это Царство. Мы призваны быть не просто обществом верующих, но живыми клетками этого Тела, ветвями этой Лозы, гражданами этого Царства, где истинный Царь — Христос. Это не подданство по принуждению, а единство жизни, таинственное и реальное, как единство лозы и ветви.

Церковь учит нас очень внимательно относиться ко времени. Наверно, из того, чем мы обладаем в этом мире, наиболее внимательно Церковь просит и требует от каждого из нас относиться к своей душе и ко времени.
Христос говорит о времени с абсолютной властью Того, Кто им владеет. Его главная проповедь: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15).

Он предупреждает о внезапности конца для каждого: «Будьте же и вы готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лк. 12:40). Его знаменитая притча о талантах (Мф. 25:14-30) — это прямой ответ на вопрос об отношении ко времени. Таланты — это не только деньги или способности; это само время жизни, данное нам для умножения добра. Страшен не тот, кто мало приобрел, а тот, кто закопал данное ему время в землю, то есть прожил его в бездействии, страхе и праздности, и возвращает его Богу нетронутым, бесплодным.

Апостолы, вслед за Христом, видят во времени поле битвы за душу. Апостол Павел говорит напрямую: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:15-16). Слова «дорожа временем» в оригинале звучат как «выкупая время» (греч. эксагорадзо). Время подобно пленнику, которого нужно выкупить у злого хозяина — у суеты, греха, лени. Цена выкупа — наше усилие, внимание и решимость.
Он же призывает: «Время уже коротко… ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7:29, 31). Это не призыв к панике, а к трезвению и правильной расстановке приоритетов. Временные дела, скорби и радости не должны заслонять вечного.

Апостол Иаков обличает тех, кто живёт беспечно: «Вы, не знающие, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4:14). Это указание на хрупкость и мимолётность нашей жизни, которая должна рождать не уныние, а ответственность.

«Так живи, как бы каждый провождаемый тобою день был последний в жизни – и не согрешишь пред Богом» (прп. авва Исаия).

Свт. Василий Великий наставлял: «Настоящее время есть время покаяния и отпущения грехов, а в будущем веке Праведный Суд воздаяния» (свт. Василий Великий, 7, 305).

«Как коротко время наше! Как быстро идет оно! Скоротечен путь наш, недолговременно шествие наше. Один день от матернего чрева до гроба, одна ночь покоя во гробе, одно утро воскресения, потом неисходный суд», — учил прп. Ефрем Сирин.

Есть у иеромонаха Серафима (Роуза) такие замечательные слова: «Сейчас позже, чем мы думаем. Апокалипсис уже совершается!». Полезно задумываться о том, что сейчас уже поздней, чем мы думаем, поскольку смерть настигает каждого из нас. И зачастую, как правило, внезапно.

Нам необходимо внимательно относиться к малым делам и кратким промежуткам времени. Не ждать великих подвигов, а правильно использовать каждый час, каждую минуту: вовремя помолиться, вовремя удержать язык, вовремя помочь ближнему. Из этих малых зерён и вырастает святость.

И потому христианское новолетие — это призыв к совершенно особому вниманию. Вниманию не к смене дат, а к тому, что происходит с нами в этом времени. Церковь требует от нас относиться ко времени с благоговейным трепетом, ибо это та драгоценная, невосполнимая милость, которую Бог дарует нам для спасения.

Время — это тот талант, тот сосуд, который мы должны наполнить до краёв, чтобы возвратить его Господу умноженным. Мы так часто проживаем его как щепка, брошенная в поток, бесцельно, пассивно, отдавая его праздности, суете, делам ненужным и вредным. Мы скользим по поверхности дней с пустым и равнодушным сердцем, не замечая, что каждое мгновение — это возможность встречи, решение, шаг к Нему или от Него.

Но Христос освобождает нас от рабства времени. Он не упраздняет его, но наполняет его вечным смыслом. Он учит нас беречь время, потому что дни лукавы. Всё — и труд, и отдых, и радость, и скорбь, каждая встреча, каждое малое дело — всё может быть освящено, всё может стать служением, всё может совершаться «перед лицом Божиим и во славу Божию». В этом — великая тайна христианской жизни. Мы призваны не бежать от времени, но преображать его изнутри, делать его литургией, непрестанным славословием.

Каждый день — это новый шанс, дарованный Богом. Время — это единственная валюта, которой мы можем заплатить за вечность, и тратить её нужно только на «делание» добра.

Господь Иисус Христос, родившись от Девы Марии, ведь время не отменил. Он его выкупил. Он в него вошёл, как Хозяин в свой дом, и теперь каждый миг может стать дверью в рай. Каждая секунда – это шанс. Шанс сказать доброе слово, помочь, утешить, помолиться, победить в себе какую-нибудь гадость. Или… промолчать, пройти мимо, полениться, согрешить. Время – это поле нашей битвы за самих себя. А мы на этом поле часто спим крепким сном. Мы убиваем время, коротаем, проматываем, как неразумные наследники, не понимая цены ему. А цена ему – жизнь вечная. Бесплодная трата времени безусловно есть «похищение дара Божия» и один из самых тонких и распространённых грехов.

Потому Церковь будит нас сегодня! Трезвитесь! Опомнитесь! Год новый – не для того, чтобы календарь новый на стенку повесить. А для того, чтобы душу встряхнуть. Чтобы оглянуться на прожитый год и, возможно, ужаснуться: Господи, сколько же я времени применил не для вечности, а значит просто потратил! Сколько часов убил на пустое, на злое, на порочное! Сколько дней прошло бездарно, в суете, в обидах, в унынии и бессмыслице!

Но всё можно попытаться исправить. Пока есть у нас покаяние. Пока есть у нас СЕГОДНЯ, есть «ныне», есть «сейчас». Не завтра, не еще год, а сегодня! Не завтра надо помолиться, а сегодня. Не завтра надо простить, а сегодня! Пока мы дышим – мы на исправлении. Этот новый церковный год – это ещё один кредит доверия, данный нам Богом. Ещё один круг. Ещё один шанс пройти его как воинам Христовым, идущим стройным шагом за своим Царём.

И вот этот годовой круг, в который мы снова входим, — это не просто повторение. Это школа, это богоустановленный ритм, в котором Церковь через временное, через циклическое воспоминание событий священной истории, приобщает нас к вечному. Каждое празднование, каждый пост, каждый день памяти святого — это возможность вновь и вновь пережить то самое «ныне», войти в то самое событие, стать его современником и участником. Мы приходим в храм не как зрители — для воспоминания о прошлом, но как сослужители, переживая все церковно-исторические события здесь и сейчас, чтобы наша жизнь, расписанная по этому священному кругу, и сама стала единым, непрерывным богослужением.

И тогда окажется, что наша жизнь — не просто существование от рождения до смерти, а постепенное восхождение, труд, понуждение себя, работа души по созиданию в себе Царства Божия. И тогда, даже здесь, на земле, мы можем вкусить вечный покой, обрести ту неизменную радость, которую никто не отнимет у нас. Мы можем жить в памяти Божией, в Его вечном «ныне», «сейчас».

Важно, чтобы мы унесли сегодня из храма не просто доброе пожелание на новый год, а трепетное осознание дара — дара времени, которое есть возможность спасения. Правильным будет такое отношение ко времени, как если бы нам сегодня сообщили, что наше время, отпущенное нам изначально Богом, оно сегодня закончилось, а все что за пределами сегодня — каждый час, каждый день — это дар сверх того, что наше. Каждый следующий день — это дар к нашей, завершившейся, той — как попало проведенной и попусту истраченной — жизни.
Вот такое отношение, такой взгляд, такое осознание — вот это все будет правильным, и даст нам реальный шанс прочувствовать, что такое перемена ума, покаяние.

Будем же беречь этот небесный дар, умножать в сердцах своих сокровище веры, надежды и любви. Наполним каждый миг познанием Бога, борьбой со злом, делами милосердия и сострадания. Чтобы когда Господь придет потребовать от нас отчета, мы смогли бы, по милости Его, вернуть Ему время, преображенное в вечность. Чтобы весь наш год, и вся наша жизнь, отныне и до последнего вздоха, прошла под знаком Его священного Присутствия. И не было бы в ней ни одного дня, ни одного часа, прожитого без Него, вдали от Него.

Ведь Царство Божие уже здесь. Оно среди нас. Оно в таинствах, в молитве, в любви к ближнему. Оно в том, чтобы видеть в каждом дне – не просто день, а ступеньку к Небу. В каждом человеке – не случайного прохожего, а Христа. В каждой скорби – не наказание, а урок. В каждой радости – не самоцель, а приветствие от Бога.

Не будем же ни следующий день, ни следующий год проживать кое-как. Не будем плыть по течению, как щепки. Возьмём в руки вёсла! Наполним время смыслом. Каждый день – хоть каплей добра. Каждый час – хоть краткой молитвой. Каждую встречу – хоть немного любовью.

Вот тогда и окажется, что вся наша жизнь, расписанная по этим церковным кругам – от индикта до индикта, от Пасхи до Пасхи – не бег по кругу, а восхождение к Отцу. Туда, где времени (с его печальным прошлым и тревожным будущим) уже не будет. Где будет только вечное, светлое, радостное, бесконечное НЫНЕ.

Священник Вячеслав Клюев.
Источник: Глазовская епархия Русской Православной Церкви
https://vk.com/wall-77906142_19073