Патриаршая программа изучения Библии — системообразующий элемент приходского просвещения
29 сентября в конференц-зале духовно-просветительского центра «Преображенский» прошёл обучающий семинар для ответственных за распространение Патриаршей программы «Исследуйте Писания» на приходах Глазовской епархии.
Активное участие в мероприятии приняли: епископ Глазовский и Игринский Виктор, благочинный Глазовского церковного округа игумен Серафим (Николин), благочинный Сюмсинского церковного округа иеромонах Феофан (Костырев), настоятель храма Богоявления Господня с. Парзи Глазовского района иеромонах Авраамий (Каландаров), настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы с. Кильмезь Сюмсинского района иеромонах Варсонофий (Сайдяфаров), благочинный Кезского церковного округа протоиерей Сергий Миронов, настоятель Петро-Павловского храма с. Шаркан протоиерей Алексий Зырянов, благочинный Ярского церковного округа иерей Георгий Кормышаков, настоятель Крестовоздвиженского храма с. Сергино Балезинского района иерей Андрей Перминов, настоятель храма преподобного Серафима Саровского д. Адам Глазовского района иерей Анатолий Ковязин, настоятель храма Вознесения Господня с. Чутырь Игринского района иерей Вадим Агафонов, настоятель храма Рождества Пророка Иоанна Предтечи с. Пышкет Юкаменского района иерей Андрей Полин, благочинный Красногорского церковного округа иерей Евгений Ожегин, иерей Сергий Тронин и помощники священников из числа мирян.
После соборной молитвы к присутствующим обратился епископ Виктор, который сказал о важности постоянного изучения Священного Писания и священнослужителями, и мирянами:
— Мне очень нравятся проповеди отца Андрея Ткачёва. Иногда они бывают жёсткие, но обусловлено это его ревностью о том, чем он занимается и о чём говорит. В отношении Священного Писания отец Андрей говорит так: «Мы, как христиане, призваны изучать Священное Писание».
Чтение учебников — это труд, чтение любимых писателей и поэтов — это отдых для души. В Библии есть всё: это и учебник, это и любимая книга, а если нет, то мы дезертиры, мы не воины и своего христианского предназначения не выполняем. Мы, священники, мало того, что сами не выполняем, мы ещё и не привлекаем мирян.
Мы должны помнить, как Господь Иисус Христос ученикам говорил: «Если вы не превзойдёте праведностью книжников и фарисеев, то не можете называться Моими учениками». В числе качеств праведности — великолепно знать Священное Писание. По свидетельству людей того времени, если рулон со Священным Писанием проткнуть иголкой, то они могли сказать, в какие буквы попала эта иголка. Мы про себя сказать такое не можем.
Если мы с вами читаем Новый Завет и Апостол, стараемся проповедовать об этом в храме, то нужно к проповеди готовиться: посмотреть параллельные места, комментарии, толкования, проповеди других проповедников в качестве образца. Экспромт — это высший пилотаж и должен быть на последнем месте.
В первые века христианства, если человек не знал наизусть Псалтирь, Новый Завет, то он не был достоин рукоположения. И нам бы неплохо было знать наизусть хотя бы те псалмы, которые у нас на слуху.
Давайте будем стремиться быть добрыми воинами Христовыми, потому что чтение Библии — это труд, это война, в первую очередь, с самим собой, со своей ленностью.
Далее о том, как продвигается работа по реализации Патриаршей программы на приходах Глазовской епархии на конец сентября, рассказал руководитель отдела религиозного образования и катехизации игумен Серафим (Николин). Он напомнил священникам и ответственным о том, что все статьи, касающиеся занятий библейских групп на приходах, публикуются в специально созданной епархиальной группе в социальной сети ВКонтакте.
Затем слово предоставили иерею Георгию Кормышакову, который в конце июня этого года прошёл курсы повышения квалификации для ответственных за распространение Патриаршей программы изучения Библии в епархиях Русской Православной Церкви в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Москве.
Отец Георгий поделился своими впечатлениями от занятий в рамках прохождения курсов повышения квалификации и привёл множество аргументов в пользу осознанного изучения Священного Писания:
— Занятия были очень интересные. Удивляли они меня тем, как докладчики горели тем, о чём говорят. Они переживали за то, что сегодня в храмах очень мало внимания уделяется изучению Библии, особенно в сельских храмах. Но мы знаем, что было время, когда очень сложно было изучать Священное Писание, особенно на деревенских приходах, поэтому, слава Богу, сегодня открыты все двери для того, чтобы мы учились сами и учили своих прихожан, друзей, родных.
В Библии есть момент, когда господин пригласил Руфь вкусить трапезу, она поела и с собой взяла еду. Здесь именно духовный смысл этого, что мы, придя в храм, после Божественной литургии, услышали Слово Божие, духовно сами напитались и эти крохи — еду духовную взяли и принесли домой и накормили ближних. Это в общем глобальном понимании христианства.
Отец Георгий, цитируя Священное Писание, опираясь на многолетний личный священнический опыт, рассказал о важности исследования и глубокого изучения Библии как «самого драгоценного и чудесного дара Господа Своему народу» и в приоритете обозначил задачу познания христианами самого Господа: «Только Иисус может произвести плод жизни. Если мы читаем Писание Духом, оно будет свидетельствовать об Иисусе и оживать. Писания для того и предназначены, чтобы быть Его свидетельством. «Исследуйте Писания, ибо Вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Дух был послан, чтобы привести нас к Нему в Писаниях и во всех сторонах нашей жизни. Чтение Писаний без Духа приносит только познание добра и зла, что фактически приносит смерть. Человек способен до какой-то степени, по различным эгоистичным и ложным причинам, изменить своё внешнее поведение. Но только Дух может изменить человеческое сердце. Поэтому Господь смотрит на сердца людей, и в них Он ищет сердце Его Сына».
Господь каждому из нас говорит: «Вы свет этому миру». Свет — это значит, что в нас нет никакой тьмы. А что значит, в нас нет никакой тьмы? Значит, мы те люди, взирая на которых другие прославляют Отца Небесного. Когда мы начинаем изучать Священное Писание, потому что нас кто-то заставил, пользы не будет никакой.
Патриарх, действительно, озабочен тем, что ему придётся отвечать перед Богом за каждого из нас, за то, что он не научил нас читать Слово Божие. А сейчас, в связи с реализацией программы, ответственность эта ложится ещё и на каждого священника на приходах епархий.
Когда мы Христа впускаем в своё сердце, Он начинает нас менять через Своё Слово. По-другому не получится.
Самое важное в деле изучения Священного Писания — регулярность, поэтому у вас всегда должен быть помощник. Иначе люди потеряют интерес и перестанут ходить на занятия.
Нам, священникам, надо самим пребывать в Слове Божием. Нельзя научить тому, что сам не умеешь. Нельзя дать человеку того, чего у тебя нет. Самый важный момент в изучении Священного Писания — это полюбить Священное Писание, но не человеческой любовью.
Сейчас в храм люди приходят только по особой необходимости — решить какую-то проблему с помощью Господа и не заинтересованы в Таинствах исповеди, причастия, в изучении Писания. И от недостатка ведения гибнет народ.
Если мы поставим на приходе работу по изучению Библии на достойный уровень, то все прихожане станут вашими помощниками, потому что первое осознание того, что ты понял Писание — появление у человека желания служить ближнему.
В Писании сказано: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14).
В Писании есть слова: «От избытка сердца глаголют уста». Бороться с матерщиной, со сквернословием бесполезно без изучения Слова Божия. Когда дети начнут читать Библию, то исчезнут плохие слова, и нам, как руководителям, важно подбирать правильные слова, следить за своей дикцией, произношением, чтобы не съедать слова во время произнесения проповедей и проведения занятий.
Изучение Священного Писания надо начинать с постановки цели перед собой. И главное не просто прочитать и поразмыслить над прочитанным. Когда ты начинаешь служить Господу, то Господь служит тебе.
Главное — научить прихожан вере, без нее угодить Богу невозможно, а вера от слышания, а слышание от Слова Божия. Давайте научим прихожан работать с Библией, вникать в прочитанное, исследовать Писания.
Отец Георгий предложил руководителям библейских групп зарегистрироваться на портале и самим пройти Патриаршую программу, получить сертификат.
Об опыте работы библейских групп рассказали алтарник Дмитрий из храма святого Спиридона Тримифунтского и настоятель храма Богоявления Господня с. Парзи иеромонах Авраамий (Каландаров).
Отец Авраамий подметил, что академическое образование в семинариях не готовит толкователей Библии и поэтому на сегодняшний день единицы авторитетных священников-энтузиастов, которые толкуют в историческом контексте Слово Божие: отец Андрей Ткачёв, отец Олег Стеняев и почивший Даниил Сысоев. Также священник сказал о том, что требуется много времени, чтобы качественно подготовиться к проведению занятия в библейской группе.
Отец Серафим поделился методикой организации и проведения занятий по изучению Библии на приходах, основанной на разработке Алексея Ширикова и Натальи Кокориной под названием «Библейская группа: от идеи до реализации». В конце своего выступления священник напомнил собравшимся о том, что «мало знать Священное Писание, необходимо участвовать в церковных Таинствах, и тогда благодать Божия в изобилии будет в нас пребывать».
В заключение семинара владыка постарался ответить на вопрос отца Феофана о том, как вызвать у прихожан интерес к изучению Священного Писания, опираясь на публикации протоиерея Андрея Ткачёва, священника Геннадия Фаста и его многочисленные труды. Также владыка дал несколько своих рекомендаций.
По окончании встречи все приходы получили специально изготовленные баннеры и листовки с обращением Патриарха по реализации программы по изучению Священного Писания и правила проведения евангельских чтений.
Фотоальбом https://vk.com/album-77906142_308624146
Автор статьи и фотографий: Оксана Гладкова
Источник: Глазовская епархия Русской Православной Церкви
https://vk.com/wall-77906142_19270








