Любовь к врагам: иррациональная и животворящая
В Неделю 18-ю по Пятидесятнице Церковь в евангельском отрывке (Лк. 6:31-36) напоминает нам слова Спасителя, которые лежат в самом сердце Евангелия: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). Это — не просто моральный совет, не просто этическое правило хорошего тона. Это — духовный закон бытия христианина. Это — путь, по которому идет тот, кто хочет быть не просто человеком, но сыном Всевышнего. Ибо Господь продолжает: «Любите врагов ваших, благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего» (Лк. 6:35).
Эти слова для мира сего есть безумие, а для нас, христиан, – суровая и животворящая норма. «Любите врагов ваших». Мы так часто произносим эти слова, что они, увы, стираются, превращаясь в благочестивую метафору, в нечто отвлеченное. Но Христос говорит о самом конкретном, о самом болезненном – о личной обиде, о том человеке, кто целенаправленно, упорно причиняет зло лично нам, считая нас того достойными.
Первое, что необходимо сделать – это оградить эту заповедь от бессмысленных и лукавых толкований. Речь идет не о духовном мазохизме и не о капитуляции перед злом. Христос не заповедал нам любить врагов наших детей, наших родителей, нашей веры, нашего народа. Противостоять злу, посягающему на святыни и на беззащитных, – долг христианина. Но заповедь о любви к врагам – о другом. Она – о наших личных врагах. О тех, кто враждует с нами, кто причинил нам боль, предал, оклеветал, оскорбил. Почему именно о них? Потому что здесь, в точке личной боли, и происходит главная битва за нашу душу.
Враг рода человеческого предлагает нам (и уму — на уровне логики, и сердцу — на уровне чувств и эмоций) простой и, увы, естественный путь: ответить тем же. Око за око. Обида – за обиду. Он шепчет: «Ты вправе ненавидеть. Ты должен отомстить. Это справедливо». И, внемля этому шепоту, мы совершаем страшную подмену: мы, будучи жертвой зла, затем сами становимся на путь зла. Мы начинаем желать зла другому. И вот здесь мы должны вспомнить слово Святых отцов: зла – нет.
Что это значит? Это не значит, что боль наша призрачна, а обида – несущественна. Это значит, что у зла нет своей собственной, Богом данной сущности. Зло – это тень, это паразит на теле добра, это отсутствие света, болезнь бытия. И когда мы, желая зла своему обидчику, питаем в сердце обиду и месть, мы сами добровольно пьем этот яд небытия. Мы, желая наказать другого, в первую очередь наказываем себя, отсекая себя от Источника жизни – от Бога, Который есть Любовь. «Не любить» для творения, созданного по образу Любви, – значит духовно умирать, задыхаться в безвоздушном пространстве собственной гордыни и обиды.
И потому Христос зовет нас не к сверхъестественному подвигу для избранных, а к норме чад Божиих. Что есть норма для ребенка? – Учиться ходить, говорить, отличать добро от зла. Что есть норма для христианина? – Любить, прощать, благословлять. Кто скажет, что ползать – достойная альтернатива ходьбе? Так же и для нас ненавидеть – это духовно ползать, это недочеловеческое состояние, это отказ от своего высшего призвания.
«Любите врагов ваших, и будете сынами Всевышнего». Это не об этике, а об онтологии, о нашем бытии. Любя врага, мы проявляем в себе черты нашего Небесного Отца. Мы проявляем, доказываем свое родство с Ним. Он «благ и к неблагодарным и злым». Он посылает дождь на праведных и неправедных. Когда мы благословляем проклинающих нас, молимся за гонителей – мы проявляем характер нашего Отца. Мы заявляем: «Я – сын, я – дочь Всевышнего, и потому я не буду рабом обиды, я не стану звеном в цепи зла».
Это – наша духовная высота, которую мы не имеем права сдать. Это как приказ полководца: «Стоять насмерть!». Наша высота – наше сердце. Враг мира сего, действуя через видимых нам врагов, стремится захватить именно его, поменять его полярность с любви на ненависть. И наша брань – устоять. Не отвечать ударом на удар, не позволить горькому корню обиды прорасти в нас – значит сохранить свободу, сохранить жизнь, сохранить связь с Отцом.
Любовь к врагу – это не сентиментальное чувство. Это – решение воли. Это – мужество прощения. Это – жалость к духовно заболевшему брату, который, творя зло, в первую очередь губит свою собственную душу. Это – молитва за него, как молился Христос на Кресте: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).
Любовь, о которой говорит нам Христос, – совершенно иррациональна. Она не имеет никакого основания в логике падшего мира. С точки зрения здравого смысла, психологии, даже естественной человеческой нравственности – она безумна. Здравый смысл говорит: «Око за око, зуб за зуб». Это рационально. Это справедливо.Естественная мораль говорит: «Люби ближнего твоего», но добавляет: «и ненавидь врага твоего». Это тоже рационально – защищать своих и отталкивать чужих. Но Христос говорит: «Любите врагов ваших».
Любовь выше справедливости. Это – разрыв. Это – выход за пределы всех систем, за пределы самой твари. Источник этой любви – вне-мирен. Он не в наших чувствах, не в нашей выгоде, не в нашем понимании справедливости. Он – в Боге. Ибо Бог «благ и к неблагодарным и злым». Благодать литься на тех, кто Его отвергает? С точки зрения твари – это бессмыслица. Но такова природа Божественной Любви – она изливается не потому, что объект того достоин, а потому, что такова сущность Источника.
И потому, когда мы пытаемся любить врагов, опираясь лишь на свои силы, на свое «хочу» или «должен», – мы терпим поражение. Это невозможно. Это все равно что пытаться зажечь лампу без тока. Наша человеческая, тварная природа сама по себе не может родить эту сверх-естественную любовь. Но Христос не просто дает нам заповедь. Он дает нам ключ к ее исполнению – Себя Самого. Он есть та самая Иррациональная Любовь, сошедшая с Небес. Распятый, Он молится за распинателей. И вот этот Дух, дух этой жертвенной, нелогичной, всепрощающей Любви, Он изливается в наши сердца в Таинствах, в молитве, в жизни Церкви.
Так что же значит «любить врагов» для нас? Это значит предать свое сердце действию этой благодати. Это значит, встретив обиду, не поддаться«рациональному» движению мести, а остановиться и воззвать: «Господи, я не могу любить этого человека. Но Ты – можешь. Возлюби его в моем сердце. Помолись во мне за него». Это значит позволить Христу любить наших врагов через нас. Такая любовь – знамение иного бытия, знамение Царства. Она есть главное свидетельство миру, что мы – не от мира сего, что мы детьми Того, Чья Любовь не зависит от достоинств любимых. И когда мир видит, как оскорбленный прощает оскорбителя, как гонимый молится за гонителя, – он в смятении останавливается перед этой тайной. Он видит не человеческое великодушие, а присутствие Самого Бога.
Будем же просить этой благодати – не понять любовь к врагам, но принять ее как дар, как новое, сверхъестественное измерение жизни, открытое для нас на Кресте. Будем непрестанно молить Отца Небесного: «Отче наш, помоги нам в этой страшной и великой брани за наши сердца. Дай нам сил не сдаться, не отречься от Тебя, не утратить Твой образ в себе. Дай нам увидеть в нашем личном враге – лишь заблудшего и больного брата, и молиться о нем, подражая Тебе, Единому Милосердному!».
И тогда обещанная награда – быть сынами и дочерьми Всевышнего – станет не будущим уделом, а благодатным настоящим, нашей реальностью жизни во Христе.
Священник Вячеслав Клюев.
Источник: Глазовская епархия Русской Православной Церкви
https://vk.com/wall-77906142_19424

