«Тебе говорю, встань!»: о Боге, сочувствующем родителям, и о «синдроме Хама»

В Неделю 19-ю по Пятидесятнице мы слышим в храмах евангельское слово о том, как Господь Иисус Христос воскресил единственного сына вдовы наинской (Лк. 7:11-16). У ворот города Наин Христу с учениками встретилась погребальная процессия. Несли хоронить юношу, единственного сына матери, а она – вдова. «Увидев ее, Господь сжалился над нею». Не на мертвого юношу взирает Он прежде всего, а на израненное горем сердце матери. «Не плачь», – говорит Он ей.
Бог сжалился. Он не просто наблюдает за нашими страданиями с высоты Своего величия, Он входит в них, Он принимает их в Свое человеческое сердце. И вот, движимый этим состраданием, Он подходит, останавливает неумолимый ход погребальной процессии, прикасается к нечистому по Закону Моисея одру, на котором несут мертвого, и властно взывает к мертвой плоти: «Юноша! тебе говорю, встань!». Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.
Какую же важную истину узнаем мы из этого евангельского отрывка? Господь, сжалившись над вдовой, обратил вспять естественный, природный ход вещей, воскресил матери ее мертвого сына. Вся космическая мощь воскрешающего Слова была направлена на одно – чтобы утешить рыдающую мать. Чтобы прекратить ее страдание. Чтобы вернуть ей сына. Бог, Творец вселенной, оказывается так внимателен, так чувствителен к родительской боли, что готов саму смерть повергнуть к ногам любящего сердца, лишь бы оно не разрывалось от скорби.
И глядя на это, наши собственные сердца замирают от благоговения, но и сжимаются от стыда. Бог так чуток к родительской боли! Бог готов мертвому приказать встать, нарушить сам порядок природы, саму неумолимую реальность смерти, чтобы только прекратить эту пронзительную, эту невыносимую боль родителя, теряющего свое дитя. Вот какова сила Божьей жалости, вот какова цена слез родительских в очах Господних!
Но как же все-таки часто, мы, дети, ныне живущие, ходящие, дышащие, остаемся мертвыми для боли своих собственных родителей, глухими и слепыми к их слезам! Мы бываем мертвы сердцем, и эта духовная смерть страшнее физической. Мы живем в мире, пораженном страшной болезнью, которую можно назвать «синдромом Хама». Так или иначе наученные взрослыми, современной культурой, а затем поддерживаемые в таком состоянии одобрением либо молчанием окружающих (начиная с детсадов, школ и соцсетей, и заканчивая судами, современным кинематографом и средствами массовой информации) представители подрастающих поколений все чаще и чаще становятся новыми Хамами, позволяющими себе смотреть на родителей свысока, оценивать и осуждать их, а то и вовсе становятся «манкуртами», родства не помнящими, отвергая своих предков и пренебрегая общением с ними, их наставлениями, молитвами и благословениями.
Сын Ноя, Хам, увидев наготу отца своего, опьяненного вином, не укрыл ее с сыновним почтением, а вынес на смех, на позор, на публичное обсуждение (Быт. 9:20-27). Дух Хама – это дух насмешки над теми, кто дал нам жизнь, дух непочтения, дух холодного и жестокого равнодушия, дух высокомерия в отношении родителей и старших. Этот дух ныне, увы, стал духом времени.
Апостол Павел призывает: «Чада, послушайте своих родителей о Господе: сие бо есть праведно» (Еф. 6:1). Родительская власть – это власть, установленная Богом, общечеловеческая начальная школа смирения. Сохраняющая свою актуальность ветхозаветная заповедь «Чти отца твоего и матерь твою» (Исх. 20:12) – первая и последняя заповедь с обетованием: «да благо ти будет и да долгоденствующи будеши на земли». Это духовный закон: почтение к родителям и предкам открывает врата благоденствия, земного счастья, а непочтительность ведет к бедствию, сокращению жизни временной и наступлению духовной смерти.
Книга Премудрости учит нас: «Благословение отчее утверждает домы чад» (Сир. 3:9). Родительское благословение, родительская молитва – это не просто добрые слова, это особая, Богом установленная сила, проистекающая из самого дара родительства! Через земных родителей действует промыслительная сила Божия, покрывающая детей. А дух века сего стремится разорвать эту связь, нашептывая, что молитвы родителя не имеют силы, что его благословение – пустая условность, и дескать можно и без него. И дитя лишается одного из самых мощных источников Божьей помощи в жизни. Трагедия в том, что ребенок, подобно Исаву, часто не осознает ценности утраченного благословения, пока не столкнется с плодами его отсутствия – с духовной неустроенностью, с жизненными неудачами. Это страшный грех – отвергать дар Божий, переданный через родителей, осквернять ту сакральную связь между поколениями, которую освятил Сам Господь.
Ветхозаветный закон, предписывавший публичную казнь за злословие отца или матери (Исх. 21:17), показывает нам всю бездну этого смертного греха. Грех этот гасит «светильник человека среди глубокой тьмы» (Притч. 20:20) лишая все новых и новых хамов божественного света и жизненной ориентации.
Заповедь «Матерних болезней не забудь; помни, что [родителями] рожден и воздавай им» (Сир. 7:30) призывает постоянно хранить в сердце память о жертве и священном статусе родителей. Но в современных реалиях грубость в адрес родителей – это активное зло — тесно и часто перемешано со злом пассивным — холодностью. Равнодушие и лед наполняют сердца многих детей. Ребенок с омертвевшей в «синдроме Хама» душой не тоскует по родителям в разлуке, не пишет, не звонит, при встрече избегает ласк. Ему может быть в тяжесть поговорить с отцом или матерью, «некогда» навестить и побыть с дедушкой или бабушкой.
Он может сознательно уехать подальше, демонстрируя полное отсутствие сыновней преданности. А худшими проявлениями этой холодности являются чудовищная установка: «родители ничего не дали, а лишь исполнили свой долг», называние родителя «биологический отец» или «биологическая мать». Все это – вершина неблагодарности, низводящая человека на уровень бессловесной твари, разрывающая онтологическую связь, делающую человека частью своего рода.
Тотальным явлением среди современных Хамов стало немоление о родителях и забвение их наставлений. Молитва детей за родителей – это долг благодарности и акт духовной заботы. Однако многие ли сегодня действительно ежедневно молятся о здравии и спасении родителей и прародителей (если живы) и об упокоении (если ушли в вечность) бессмертных душ своих предков?
Заповедь «Всем сердцем твоим прославляй отца твоего» (Сир. 7:29) массово попирается в самых основах. Почтительные, традиционные обращения, включая «отец», «папа», «мама», заменяются на безликие, высокомерные, пренебрежительные, сленговые варианты. А в случае развода родителей, которых, к сожалению, с каждым годом все больше, дети, не без подсказки конфликтующих взрослых, и вовсе позволяют говорить об отце или матери, используя лишь местоимения в третьем лице («он» или «она»), а то и называя родителя просто по имени. В речь и отношение входят насмешливый тон, крик, колкости, открытые упреки, холодность, а нередко и клевета. Словно раковая опухоль селится в ребенке гордыня, когда он, по примеру Хама, начинает высокомерно судить и рядить об отце или матери, позволяет себе осуждать того, кому обязан самой жизнью.
На фоне массовых разводов массовыми же стали и случаи, когда один родитель подрывает авторитет другого, поощряя ребенка к игнорированию его воли, – это есть самый настоящий бунт против богоустановленного порядка, признак «последних времен» (2Тим. 3:2) и акт духовного саморазрушения. Отчужденные от одного из родителей на фоне конфликтных разводов дети в большинстве случаев перестают молиться за отдельно проживающего родителя, фактически вычеркивая его не только из помянника, но и из своего сердца. Вместе с одним из родителей новоявленными хамами начинают отвергаться и дедушка с бабушкой, а то и большая часть разделенной разводом семьи. Так происходит полная «манкуртизация» – утрата духовной и физической связи с родом, превращение ребенка в орудие разрушительной воли озлобленных в семейных конфликтах взрослых.
Страшный духовный закон запускает в живущие на земле народы череду негативных последствий, когда люди начинают массово попирать святыню пятой заповеди Моисея. Личную трагедию, смерть души влекут непочтительность, неблагодарность к родителям. Но Слово Божие открывает нам, что этот грех не остается причиной только личной трагедии и только гибели души очередного «Хама», не остается лишь в стенах домашних, в тайниках семейной скорби. Нет, он, словно язва, разливается по всей земле, отравляя собой почву, на которой живут люди, и призывая на эту землю проклятие.
Пророк Малахия, взирая духом на грядущие времена отступлений, возвещает грозную волю Божию: «Вот, Я пошлю вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5-6). Вот оно, страшное следствие всеобщего, массового «синдрома Хама» – проклятие земли. Что это значит?
Это значит, что когда в народе умножается непочтение к родителям, когда дети становятся массово «непокорны, неблагодарны, нечестивы», а сердца их отвращены от отцов, как предупреждал апостол Павел о последних временах (2Тим. 3:2-3), тогда сама жизнь на этой земле становится невыносимой. Она теряет свою благодатную силу, свою способность быть домом и пристанищем для человека.
Мы живем в эпоху, когда это пророчество становится зримой реальностью. «По причине умножения беззакония», во многих явным образом охладевает любовь (Мф. 24:12). А какое беззаконие может быть более фундаментальным, чем разрушение самой базовой, святой ячейки человеческого общества – семьи, основанной на любви и почтении детей к родителям, на безусловном уважении старших младшими? Когда систематически, планомерно, одному поколению за другим, прививается дух отчуждения от семьи, когда старики, эти живые хранители памяти, веры и опыта, оказываются выброшены на обочину жизни как ненужный хлам, – тогда земля начинает стонать под тяжестью этого греха. Она поражается проклятием духовного и телесного бесплодия.
Народ, забывший своих отцов, не имеет будущего. Теряя свою историческую память, свою культурную идентичность, свою нравственную устойчивость, такой народ становится сборищем «манкуртов», легко управляемых внешними и внутренними манипуляторами, становится подвержен любой ложной, деструктивной идеологии, любой, самой безумной страсти. Земля, лишенная благословения сыновней почтительности, перестает быть Отечеством в высоком смысле этого слова; она становится просто территорией, населенной разрозненными и озлобленными людьми. Атомизация общества с равнодушием, ненавистью и утратой исторической памяти, приходит на смену скрепам любви, единения, общей идентичности и преемственности поколений.
Это проклятие проявляется во всем: в оскудении любви, о котором предупреждал Спаситель; в ожесточении нравов; в том, что молодое поколение, лишенное связи с мудростью предков, обречено наступать на одни и те же грабли, совершать те же роковые ошибки; в духовном вакууме, когда место священной традиции занимают суррогаты и идолы потребления. Забвение стариков – это не просто социальная проблема, это зримый знак той самой смертельной болезни, которая ведет землю к проклятию.
Господь, предупреждая о страшной каре, указывает и путь спасения, единственный путь избежать этого всепоражающего проклятия. Это путь, указанный пророком: «Обратить сердца детей к отцам их». Вот исцеление! Вот противоядие от «синдрома Хама»! Это обращение – не просто налаживание психологических отношений. Это глубокое духовное делание, это покаяние в самом корне своем. Это значит – встать и пойти к своим родителям, ногами — к живым или в сердце своем — к усопшим, и возопить: «Простите». Это значит – научиться вновь вставать при виде седины, ибо в ней – отсвет славы Божией, славы мудрости, славы прожитой жизни, часто полной трудов и скорбей. Это значит – прекратить насмешки и укоры и начать благодарить, даже просто молча, вспоминая те малые и великие жертвы, которые были принесены за нас предыдущими поколениями.
Обратить сердца детей к отцам – это значит вернуть в семью молитву детей за родителей, это значит вновь с верой и трепетом просить у них родительского благословения, зная, что оно «утверждает домы чад» (Сир. 3:9). Это значит перестать быть духовными сиротами, добровольно отрезавшими себя от своего корня.
Когда сердце ребенка обращается к отцу, а сердце отца – к ребенку, тогда в эту расщелину, прорубленную в стене вражды, изливается благодать Божия, исцеляющая и семью, и народ, и саму землю. Тогда земля, на которую нисходило проклятие за грех непочтения к родителям, вновь становится благословенной и плодоносной.
И что очень важно осознать — только после возвращения сердец к отцам, мы, заболевшие «синдромом Хама», сможем возвратиться и в Церковь Христову. Потому что думать, что, являясь «Хамами» и манкуртами, мы продолжаем оставаться Христовыми, продолжаем оставаться членами Его Святой Церкви, есть великое и опасное заблуждение. Конечно же, мы сами себя этими смертными грехами нарушения пятой заповеди исключаем из числа христиан, вычеркиваем свои имена из Книги Жизни.
Возвращаясь к дивному евангельскому образу событий у врат древнего Наина, вникнем же еще глубже в эту бездну Божьего сострадания. Мы, дети родителей, чьи сердца так часто изнывают и кровоточат по нашим же грехам, по нашей холодности, по нашему забвению – постараемся избавиться от нашей душевной слепоты и глухоты! Ведь сегодня и матери наши плачут, и отцы скорбят у врат наших душ, которые мы сами превратили в гробы, заваленные камнями гордыни, самолюбия и неблагодарности. Они плачут не по физической нашей смерти, а по смерти нашей душевной, по нашему нравственному окаменению. Они плачут, а мы, эти духовные мертвецы, лежим на своих одрах, недвижимы и безгласны.
Но здесь и сейчас Господь, сжалившись над этой немой, вселенской скорбью родительской, подходит к каждому такому гробу, к каждому из нас, погребенному в холодной гробнице неблагодарности и гордыни. Он и ныне прикасается к нашей омертвелой совести, к нашему уснувшему сердцу. И говорит нам, мертвым по духу, то же самое слово: «Тебе говорю, встань!». Встань из гроба равнодушия, сбрось пелены непочтения, откликнись на зов любви, которая тебя породила. Встань и начни говорить – слова любви, слова покаяния, слова почтения, слова уважения, слова благодарности. И тогда совершится чудо, быть может, большее, чем в Наине: духовный мертвец оживет, сбросит пелены отчуждения и будет возвращен, цел и здрав, в лоно своей семьи, своей матери-Церкви, «матери своей» – той самой, чьи слезы и молитвы исторгли его из царства тьмы.
Станем же внимать этому гласу. Позволим Господу воскресить нас, чтобы радость и утешение вошли в родительские сердца, в сердца тех, кто больше всего на свете любит нас и чья боль так дорога в очах Божиих. Так оживем же для своих родителей, оживем
любовью, послушанием и почтением к ним, дабы не омрачать их дней новыми слезами, на которые так живо откликается Сердце Христово.
Каждый из нас призван стать тем самым Илией из пророчества Малахии для своей семьи, тем, кто начнет труд обращения своего собственного сердца к своим родителям. Начнем этот труд сегодня же, сейчас, с малого: с доброго слова, с терпеливого слушания, с теплого взгляда, с краткой, но сердечной молитвы: «Господи, спаси и помилуй моих родителей, живых и усопших». И тогда, по неизреченному милосердию Божию, страшное слово «проклятие» может быть отвращено от нас, и мы сподобимся обетования, данного тем, кто чтит своих отца и мать: «благо тебе будет, и долголетен будешь на земле». И земля эта, наша родная земля, воспрянет от мертвенности греха и станет землей обетованной, где течет мед и молоко благословения Божия.
Священник Вячеслав Клюев.
Источник: Глазовская епархия Русской Православной Церкви
https://vk.com/wall-77906142_19547