Размышления. Жить по-новому…

В апостольском чтении 23-й Недели по Пятидесятнице Церковь предлагает вспомнить слова апостола Павла, обращенные к христианам одной из основанных им общин (Еф. 2:4-10). Слова эти обращены и к каждому из нас.

Этот отрывок начинается с главного основания всего — с любви Божией. Апостол говорит нам: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас». Вся наша надежда, все наше бытие как христиан коренится не в наших заслугах, а в Его инициативе, в Его великой любви. Он богат милостью, это Его природа — изливать милосердие.

А далее апостол описывает наше подлинное, ужасающее состояние без этой любви: мы были «мертвы по преступлениям». Не больны, не простужены, не «в состоянии духовного кризиса» — а мертвы! Лежали в гробах своих страстей и не чувствовали смрада. И шли в вечную тьму, даже не подозревая об этом. Духовная смерть, означающая полную отделенность от Источника жизни. Но что же делает Бог? Он, по Своей великой любви, нас «оживотворил со Христом». Наше оживление неразрывно связано со Христом. Когда Он умер на кресте, наша греховная природа была осуждена, а когда Он воскрес, мы воскресли к новой жизни. И апостол тут же вставляет ключевое уточнение: «благодатью вы спасены». Спасение, Царство Небесное, усыновление нас Отцу Небесному — это не результат наших усилий, это дар.

Затем апостол повторяет и углубляет центральную истину: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Вот столп евангельской истины, который рушит всякую человеческую гордыню. Спасение — это благодать, то есть незаслуженная милость. Оно приходит через веру — но и сама вера есть Божий дар. Мы не можем даже похвалиться своей верой, потому что она зажжена в нас Самим Богом. Чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом. Чтобы мы, стоя перед Ним, могли сказать только одно: «Великий Боже, будь милостив ко мне, грешнику!».

Кто-то, узнав, что не дела спасают, зевнет и скажет: «Ну, слава Богу! Раз дела не спасают, значит, можно и поспать подольше в воскресенье, и на ближнего порычать — благодать всё покроет». А многие говорят сегодня: «Главное — верить в душе». Эта фраза стала почти оправданием бездействия в духовной жизни или даже отсутствия ее как таковой. Чтобы кто-то не подумал, что раз дела не спасают, то они теперь и вовсе не важны, апостол Павел ставит все на свои места великолепным заключением: «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». И апостол Иаков в своем послании пишет: «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Речь — об очевидных плодах веры, которые, как ничто другое, делают явным — есть ли вера, жива ли она?

Созданы на добрые дела. Как птица создана летать, а рыба — плавать. Если птица не летает — она больна. Если рыба не плывет, она перестает дышать. Если христианин не творит добрых дел — он духовный мертвец. Верующий в Бога без дел — это труп, от которого начинает «нести» благочестивыми словами.

Подобно тому, как в начале в тело, созданное из персти, Бог вдунул дыхание жизни, так теперь, как поясняет святитель Феофан Затворник, в нас, оземлененных страстями, Он вдыхает Духа благодати, и мы снова становимся человеками, но уже с новым именем — христиане. Господь дает нам новую, духовную жизнь, обновляя по Своему замыслу: «Кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Новый человек во Христе есть не принципиально иное творение, а исполнение изначального Божьего замысла о нас, исполнение, которое совершается через воплощение Сына Божия, исцелившего в Самом Себе наше поврежденное естество.

Здесь мы подходим к главному практическому вопросу: для чего же это воссоздание, это обновление? И Апостол дает ясный ответ: мы «созданы… на добрые дела». Свое внутреннее, дарованное в Таинствах обновление христианин призван являть в мире. Святые отцы, вникая в эти слова Апостола, предлагают замечательную мысль: употребляя термины «творение» и «созданы», апостол показывает, что в христианстве Всевышний как бы творит человека заново. Святитель Иоанн Златоуст так и говорит: наше спасение есть второе творение, и притом творение гораздо превосходнейшее первого. Тогда мы были призваны к жизни, теперь же созданы способными к жизни доброй.

Как же трагично звучат эти слова в контексте нашей жизни! Господь обновляет нас, мы причащаемся Святых Христовых Таин, и, по слову Златоуста, отходим от Чаши «как львы, дышащие огнем», святыми и страшными для диавола. Но как недолго длится это состояние! Мы возвращаемся домой, и нас кто-то задевает неосторожным словом — и лев превращается в моську, которая тявкает от обиды. Мы садимся перед телевизором, и наш ум, только что горевший к Богу, превращается в помойку для чужих грехов и пустых образов. Мы попираем дар обновления, всякий раз, когда возвращаемся к делам ветхого человека, делам злым — когда гордимся, гневаемся, мысленно блудим, завидуем, осуждаем, обижаемся, привязываемся к вещам, к комфорту.

Почему так происходит? Потому что для жизни по-новому необходимы решимость и усилие веры. Повлекло ли это усилие результат, проверить просто. Единственно живая вера — это «вера, действующая любовью» (Гал. 5:6). Без деятельной любви, являющейся дыханием веры, человек не видит ближнего, не чувствует чужой боли, не жертвует собой. А ведь любовь, к которой призвал нас Христос, и пример которой Он явил Собой, есть любовь именно жертвенная.

Жить по-новому — значит жить по заповедям Божиим, из которых главная — о любви.
Жить по-новому — означает идти против своего ветхого естества, и это всегда мучительно.
Прощать, когда нас обидели, — не значит гарантированно улучшить свою земную жизнь, расширив зону комфорта. Скорее наоборот — принять дискомфорт в качестве горького, но необходимого лекарства.
Давать милостыню тому, кто нам неприятен и, возможно, обманывает, — какая в этом земная выгода?
Молиться — значит раздирать небо криком: «Боже, я здесь! А Ты где? Будь со мной!».
Участвовать в Таинствах, оказывается, в первую очередь, надо не для того, «чтобы все было хорошо», а просто чтобы побыть с Богом.
То есть все это, как и наше смирение, терпение, служение ближним, жертвы Церкви Христовой, все это — только ради Господа. «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36). Бог — единственная цель христианства, как Он и был единственным уделом колена Левия в ветхозаветном Израиле. Жить по-новому можно только ради Господа, ради любви к Нему. И все параметры качества нашей христианской жизни прямо пропорциональны силе этой любви.

Итак, братья и сестры, Христос исполнил домостроительство нашего спасения и даровал нам участие в таинстве нового бытия. От нас же требуются решительная вера и самоотверженная любовь к Нему, из которых произрастают и дерзновение, и подвиг, и святость. Нам необходимо остро прочувствовать трагический разрыв между тем, кем мы можем стать по благодати, потому что мы призваны к этому Самим Богом во Христе, и кем мы являемся в обычной жизни, в быту, в ежедневной суете и рутине. И, почувствовав это, возжаждать Царства Небесного всем сердцем.

Спросим же каждый сам себя: моя вера дремлющая или живая? Моя вера — это теплохладное «верю в душе» или «вера, действующая любовью»? Стало ли мое сердце деятельным, жаждущим Бога и Его благодати, ищущим исполнения Его воли и возможности послужить ближнему? Становлюсь ли я в целом лучше, добрее, терпеливее, отзывчивее? Полюбил ли в себе чистоту душевную, горение духа, мир сердечный? Или только говорю о Боге, но живу, как будто Его нет?

Мы призваны быть новой тварью не только в храме, но и на всех жизненных путях, всегда носить в себе непреходящую новизну христианства и ежедневно являть ее красоту в буднях. На работе, в учебе, в пути, в пробке, в больнице, на кухне. Носить в себе эту новизну, эту свежесть, эту красоту обновленной жизни. И являть ее не словами, а делами. Именно через ежедневные слова и поступки наша вера становится свидетельством о Царстве, которое воспринимают другие. Чтобы глядя на нас, люди не говорили: «Ах, какой набожный человек!», а недоумевали: «Откуда в нем эта сила? Эта любовь? Эта радость среди скорбей?».

Дай нам Господь откликнуться на этот высокий призыв и доказать своей жизнью, что мы — воистину Его новое творение, созданное во Христе Иисусе на добрые дела.

Священник Вячеслав Клюев.
Источник: Глазовская епархия Русской Православной Церкви
https://vk.com/wall-77906142_19932