Свои Богу

В неделю 24-ю по Пятидесятнице, Святая Церковь предлагает нашему вниманию удивительные, поистине преображающие душу слова из Послания апостола Павла к Ефесянам . Эти слова по сути своей — весть о самом главном чуде, которое совершил Господь наш Иисус Христос. О чуде примирения…

«Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.

Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом…» (Еф. 2:14-22).

Очень важно, чтобы слова эти не проскользнули мимо наших ушей, обросших житейскими попечениями. Ведь это – судьба наша. Это – приговор, который отменяет всякий иной приговор. Это – ответ на главные вопросы человеческого сердца.

Апостол начинает с великого утверждения о том, что Христос «есть мир наш». Не просто «Он принес мир» или «Он дарит мир», но Он есть сам этот мир. Во Христе — и причина, и следствие дарованного нам мира. И вне Его никакого подлинного, настоящего, нерушимого мира быть не может. Все остальное — лишь передышка между войнами, иллюзия или самообман.

Что же Он сделал, будучи нашим Миром? Он «соделал из обоих одно и разрушил стоявшую посреди преграду». Здесь апостол говорит о величайшей и, казалось бы, непреодолимой вражде своего времени — между иудеем и язычником. Между народом Завета, облеченным Законом, и прочими народами, ходившими во тьме неведения. Между «близкими» Богу и «дальними». Отражением этой ситуации стала притча о милосердном самаритянине, рассказанная Христом и также напоминаемая нам сегодня Церковью (Лк. 10:25-37). В этой притче «правоверные иудеи» смело перешагивают через пострадавшего от разбойников. И — на контрасте — лишь религиозно далекий от еврейского народа самаритянин оказывается милосердным человеком.

Преграда, которую разрушил Христос, была не только культурной или социальной; она была религиозной, она была воздвигнута самим Законом с его заповедями и постановлениями, который, будучи святым и добрым, по немощи человеческой плоти, стал стеной, разделявшей людей. Эта стена была и в сердцах, и в Храме, где существовал двор для язычников, за предел которого им нельзя было переступить под страхом смерти.

И вот, Христос, как говорит апостол, «упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей — учением». Он исполнил весь Закон, но упразднил его как систему разделения, как стену. Он заменил закон буквы, который осуждал, законом духа, который животворит и объединяет в Себе. Целью этого было «из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир». Не просто помирить старые стороны, оставив их прежними, но создать нечто третье, исторически совершенно новое — нового человека. Этот новый человек — это не иудей и не язычник, а христианин, чадо Божие, чья идентичность определяется уже не кровью, не традицией, не социальным статусом, а исключительно жизнью во Христе.

Но самое важное — во Христе не только устраняются разделения между иудеями и язычниками, но прекращается общая вражда людей с Богом. Вот каким Миром для нас стал Христос. Орудием этого примирения стал Крест. «И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем». На Кресте была убита не просто личная наша вражда человека с человеком, но сама коренная, онтологическая вражда между падшим человечеством и Богом. Грех, который был причиной этой вражды, был осужден и побежден в Теле Христовом. И теперь, как возвещает апостол, Христос, «придя, благовествовал мир вам, дальним и близким». Радостное известие, Евангелие, Благая весть — о мире, о доступности теперь человеку небесного Царства — обращена ко всем людям без исключения. И наши предки, и мы, бывшие некогда «дальними» до крещения, не принадлежа по плоти к богоизбранному народу Израиля, услышали эту весть и стали ее причастниками.

Апостол так формулирует суть Евангелия: через Христа мы все «имеем доступ к Отцу, в одном Духе». «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» — это вывод Апостола имеет ко всем христианам и христианкам самое что ни на есть практическое, жизненное значение. Из непостижимого Божиего дара нам во Христе проистекает наше новое, преображенное состояние. Святые отцы видят в этом исполнение Божественного замысла: Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом по благодати, мог войти в самое близкое, непосредственное общение с Ним.

Христос, как Новый Адам и Первосвященник, проложил для нас путь, примирил нас Своею Кровью. Но выйти на этот путь, ступить на него и идти по нему мы можем только силою и действием Святого Духа, Который изливает в сердца наши ту сыновнюю любовь, в которой мы взываем Богу Отцу: «Авва, Отче!» (Рим. 8:15). Таким образом, вся наша христианская жизнь — это непрестанное движение к Отцу, руководимое Сыном и осуществляемое в Духе Святом. Мы не просто «имеем доступ» как некий разовый пропуск; мы пребываем в этом состоянии примирения и сыновства, дышим этим воздухом Царства Божиего, благодаря единому действию Пресвятой Троицы.

Раньше, говорит он, даже Моисей трепетал и страшился приблизиться к горящей купине, к месту присутствия Божия. Народ у горы Синай умолял, чтобы с ними говорил один Моисей, ибо боялись умереть от гласа Божия. Великая пропасть, вызванная грехом, отделяла творение от Творца. Но теперь, во Христе, мы имеем «доступ» — не робко предстоим, как прощенные рабы, а уверенно приступаем, как это делают дети, смело и дерзновенно подходя и обращаясь к отцу.

Мы, христиане, не просто «допущены» на аудиенцию, мы введены в семейные покои. Мы — граждане небесного Отечества, Царства. Мы — часть народа Божия, одной семьи со святыми всех веков. Здесь и Авраам, и Исаак, и Иаков, и пророки, апостолы, мученики — все, угодившие Богу. Мы вписаны в один список с ними, мы принадлежим к тому же народу, тому же Царству. Мы — граждане Небесного Иерусалима, и это гражданство несравненно выше любого земного.

Мы не только «сограждане святым», но и принадлежим Богу самым непосредственным образом. Мы — свои, «свои Богу» (οἰκεῖοι τοῦ Θεοῦ). Это слово означает самую глубокую, самую близкую степень принадлежности и любви. Мы стали «своими» не по природе, как Единородный Сын, но по благодати и усыновлению. Бог, по Своей неизреченной милости, соделал нас частью Своей семьи, Своего дома (οἶκος). Мы — Его домашние, Его родные.

Свои Богу. Все Евангелие, вся история спасения – в этих двух словах. Представьте себе блудного сына, который вернулся домой в оборванном рубище, ожидая, что его примут максимум в работники. А отец обнимает его, целует, одевает в лучшую одежду и говорит: «Ты – не наемник. Ты – сын мой. Ты – свой в этом доме».

Вся эта великая картина — о разрушении вражды, о создании нового человечества, о строительстве вселенской Церкви — имеет к каждому христианину самое прямое и непосредственное отношение. Мы — живые камни в строящемся Духом Святым здании Церкви Христовой. И каждый из нас при этом призван стать «жилищем Божиим», храмом, в котором Дух Святой желает обитать.

Итак, всякая вражда в нашей жизни — в семье, на работе, в приходе, между народами — есть отрицание самой сути Христова дела. Он разрушил преграду, а мы своими обидами, подозрениями, гордыней вновь ее возводим. Он убил вражду на Кресте, а мы лелеем ее в своем сердце. Быть во Христе — значит трудиться над разрушением этих мелких, но таких прочных стен в собственной душе.

Господь Иисус Христос, наш Мир, уже все совершил. Преграда разрушена, вражда убита, доступ к Отцу открыт. Остается лишь одно — принять этот дар и жить в соответствии с этим новым, великим и прекрасным статусом: быть живыми камнями в Церкви Христовой, где обитает Сам Дух Святый. Да поможет нам в этом Господь по молитвам Его святых апостолов и всех, кто в Нем обрел мир и стал своим Богу.

Священник Вячеслав Клюев.
Источник: Глазовская епархия Русской Православной Церкви
https://vk.com/wall-77906142_20015