Вавож. Кто мой ближний?

Проповедь настоятеля храма Святителя Николая в с. Вавож иерея Александра Бердникова в Неделю 24-ю по Пятидесятнице:

— Сегодня вы слышали, как к Господу обратился книжник один. Обратился для чего? Чтобы спросить Его о чём-то хорошем? Нет, конечно. Он спросил, искушая Его, чтобы ввести Господа в смущение. И говорит он: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» А Господь отослал его к Писанию: «В законе что написано? Как читаешь?» Книжник хорошо знал Писание и сказал ветхозаветную заповедь о любви к Богу и ближнему. Господь хвалит его и говорит: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». Здесь можно отметить, что и нам следует прислушаться к совету Спасителя и читать Священное Писание не для того, чтобы читать и знать, а чтобы руководствоваться им, ведь каждое слово Священного Писания есть руководство для нашей жизни. Всё сказано в Священном Писании, всё, для того, чтобы иметь Царствие Небесное.

Книжник, желая оправдать себя, спросил: «А кто мой ближний?» И Господь ответил ему притчей.

На некоторого человека напали разбойники, избили его, ограбили и израненного оставили умирать. Шёл тем путём священник и, увидев его, прошёл мимо. Так же мимо прошёл и левит. И только самарянин оказал ему помощь, перевязал ему раны и отвёз на своем осле в гостиницу. Отъезжая, дал денег хозяину гостиницы, чтобы тот ухаживал за раненым в его отсутствие.

Иудеи считали самарян нечистыми. Их неприязнь доходила до вражды. И вот, Господь подчеркивает, что именно такой человек, самарянин, представитель враждебного народа, а не священник или левит, оказался ближним для пострадавшего от разбойников, который, вероятнее всего, был иудеем. Самарянин увидел его и пожалел, потому что сам был таким же никому ненужным человеком.

Кто же ближний попавшемуся разбойникам? Этот самарянин, который сделал ему милость, кто его пожалел. Не тот, кто был обязан по сану своему сделать это, а тот, кто был отвержен.

Какие смыслы ещё спрятаны в этой притче? Человек, которого спас самарянин, попался разбойникам как раз тогда, когда шёл из Иерусалима в Иерихон. Иерусалим здесь рассматривается как святой город, а Иерихон – как грешный мир. А кто такие разбойники? Это бесы, это сатана, который всё время на нас нападает. Это они доводят души людей почти до смерти. И в это время идёт самарянин – Иисус Христос – и помогает погибающему человеку. Он пришёл спасти всех нас. Он каждого хочет спасти, каким бы грешным не был человек. Обвязывает раны – душу лечит от грехов. А где лечит? Здесь на исповеди. Неисцелённым отсюда не уйдёшь, если исповедуешься и покаешься в своих грехах. И привозит он раненого в гостиницу. Что такое гостиница? Это церковь. Господь приводит всех в церковь. Именно Он создал эту церковь для нашего спасения. И создал её для того, чтобы мы могли сюда прийти, от суеты мирской освободиться хоть на какое-то время и побыть здесь в тишине рядом с Богом. И Тело Господне, и Кровь Господня здесь всегда присутствует. Те, кто причастился сегодня, причастился Самого Тела и Крови Господа Иисуса Христа, наполнили души свои благодатью Божией. Вот для чего создал Господь церковь Свою, чтобы мы имели здесь спасение, чтобы мы имели островок, куда могли бы прийти и с горем, и с радостью. С Господом могли поделиться, не просто с кем-нибудь, а с Самим Богом. Это место общения с Богом. Поэтому очень рад, что пришли сегодня на службу, несмотря на погоду. Желаю вам всегда читать Священное Писание, молиться, разговаривать с Самим Богом нашим и всегда быть Ему верным.

Спаси Господи. Дай Бог вам здоровья, и да Господь пребудет со всеми вами.
Источник: Храм Святителя Николая села Вавож
https://vk.com/wall-179282220_3241