Единство духа в союзе мира: как жить достойно звания христианина?
В неделю 25-ю по Пятидесятнице Святая Церковь предлагает нашему вниманию отрывок из Послания апостола Павла к Ефесянам (4:1-6):
«Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.».
Голос апостола, как набат, звучит через века: «Поступайте достойно звания, в которое вы призваны». Что же это значит на деле? Как выглядит это достойное христианина хождение в ежедневной, будничной жизни нашей? Апостол сам тут же раскрывает смысл своего призыва. Он не говорит: «поступайте достойно, то есть совершайте великие подвиги» или «поступайте достойно — просвещайте народы». Нет. Он указывает на то, что доступно каждому из нас здесь и сейчас, в общении с ближними. Раскрывает суть самой главной, центральной заповеди Христовой – заповеди о любви. Но раскрывает не как отвлеченную идею, а как конкретное, практическое ежедневное руководство к жизни.
«Поступать достойно звания» христианину – значит жить «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью». Вот формула христианской жизни, открытая нам Богом через апостола.
Господь не случайно поставил смиренномудрие во главу угла. Почему? Да потому что всякая рознь, всякая вражда, всякое разрушение единства – родом из гордыни. Это она шепчет: «Ты лучше его. Он права не имеет тебя обижать. Почему ты должен подойти первым?». Смиренномудрие же – это трезвое понимание: да, я призван в высокое звание, но я – худший из грешников. Я – исцеленный больной, который помнит свою болезнь. И потому я не могу превозноситься над другим больным, пусть даже его раны и выглядят иначе.
Смиренномудрие — это не когда ты притворяешься хуже, чем ты есть. На самом деле это трезвое видение себя. Я – творение Божие, но я – падшее творение. Во мне есть образ Божий, но он испорчен, искажен грехом. Я – как драгоценная монета с изображением Царя, но закатанная в грязь, лежащая в попираемом месте. Смирение – это видение этой грязи и плач о ней. Это понимание, что без Бога я – ничто. Гордый сам мнит себя богом, а смиренный знает, что он – творение великого милосердного Творца, и просит у Него помощи.
Следом за смирением приходит кротость. Кротость – это смирение, явленное вовне. Если кратко – кротость заключается в том, чтобы не отвечать злом на зло. Это значит – уступать дорогу, не считая это унижением. Это – когда тебя оскорбили, а ты в ответ не бросаешься в бой, а молишься: «Господи, прости ему, ибо не ведает, что творит»; «Господи, вразуми его»; «Господи, хоть и творит он зло, но Ты, Сам зная какими путями, приведи его ко спасению». Кротость – это оборонительное оружие христианина. Она обезоруживает злобу. Попробуй поссориться с кротким человеком – это все равно, что ругаться с подушкой: весь пар в свисток уходит.
Ни в коем случае нельзя видеть в кротости слабость. Кротость – это сила, обузданная любовью. Вспомните Христа, изгоняющего торгующих из храма. По всем том он был «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Потому что это был гнев праведный, а не злоба человеческая. Кротость – это когда ты, имея силу ударить, не бьешь. Имея право осудить, не осуждаешь. Имея возможность возвысить голос, говоришь тихо, но твердо. Это состояние души, прирученной Богом.
Третье – долготерпение. Это, возможно, покажется кому-то самым тяжелым. Смириться на минуту можно. Проявить кротость в порыве – тоже. Но долготерпеть… Долготерпеть скорби, долготерпеть обиды, долготерпеть немощи ближних, которые годами не меняются… Это – крест. Это – подражание Христу, который терпел и терпит нас, грешных, до конца. Долготерпение – это когда ты уже устал, уже изнемог, уже нет сил, а при этом говоришь: «Да будет воля Твоя, Господи», и продолжаешь нести свой крест.
Ведь одного, пусть и благородного, порыва мало. Нам нужны духовные выносливость и стойкость, объединенные словом «долготерпение». Любовь измеряется не интенсивностью чувства, а длиной его. Можно легко любить человека, который тебе приятен. А вот как любить того, кто тебя постоянно раздражает, да еще и счет идет на годы? Кто постоянно «вытворяет» одно и то же: к примеру, ворчит, или не избавляется от досаждающей тебе привычки? Вот где начинается подвиг. Долготерпение – это любовь, протянутая во времени. Это крест, который несешь не день и не два, а всю жизнь. Это – подражание Богу, Который тысячелетия терпит род человеческий, не прекращая любить его.
Венцом всему этому апостол ставит «снисхождение друг ко другу любовью». «Снисходить» – прекрасное русское слово! Оно значит – сходить, спускаться вниз, великодушно относиться, проявлять сочувствие, терпимость. Высокий человек наклоняется к ребенку, чтобы поговорить с ним. Так и мы, видя немощи брата своего, должны не кривиться от брезгливости, а снисходить любовью. Наклоняться к его падениям, чтобы помочь подняться. Наклоняться к его слезам, чтобы утереть их. Наклоняться к его грехам, чтобы покрыть их своей молитвой и любовью.
Царь, ставший христианином, должен уметь снисходить. И все мы, христиане, названные апостолом «царственным священством» (1Петр. 2:9) и призванные обратить всю свою жизнь в служение, принося Богу духовные жертвы на алтаре своего сердца (молитвы, праведную жизнь, благотворение и общительность) — все мы должны уметь снисходить к немощам, к падениям, к глупостям, к слезам брата своего. Не с брезгливой миной, а с любовью. Как отец или мать наклоняется к испачканному ребенку, чтобы отмыть его, а не оттолкнуть. Снисхождение – это практическое применение смирения, кротости и долготерпения. Это любовь в рабочей одежде, с засУченными рукавами.
Апостол ставит ясную и высокую цель всему выше перечисленному: «стараться сохранять единство духа в союзе мира». То есть все это — инструменты для строительства и сохранения единства. А единство – это небесная драгоценность, это знамя Христово. Гордыня, гнев, нетерпение и нежелание снисходить – все это та кислота, которая разъедает это знамя, разделяет нас, лишает так любимого Богом единства, которое Господь хотел бы всегда видеть в Своих чадах (Ин. 17:11, 20-21).
К сожалению мы так часто, легко и просто готовы объединяться для бессмысленного времяпровождения в поиске развлечений, удовольствий, для прожигания времени, для каких-нибудь бесплодных дел тьмы (Еф. 5:11). К примеру, красть, блудить, разбойничать, объединиться, чтобы отобрать и поделить… Это все — пожалуйста. Сколько для этого придумано форм: шайки, банды, притоны, клубы, различные тайные сообщества (тайные, чтобы хранить в тайне совершаемый там коллективно грех, объединивший членов таких сообществ). А вот к объединению ради Бога, ради истины, ради веры, ради Духа, ради любви, сострадания, снисхождения, ради Царства Небесного часто не лежит у нас больная наша душа — это все бывает в жизни значительно реже и все больше через силу…
Перечисляемые апостолом смирение, кротость, долготерпение, снисхождение, направленные на единство духа в союзе мира, — все это реальные, сущностные и благодатные скрепы для семьи, общины, трудового коллектива, воинского подразделения, нации в целом.
Когда в семье муж и жена снисходят друг ко другу, терпят немощи друг друга – в этой семье единство.
Когда в приходе священник и паства, прихожане между собой поступают не по страстям, а по любви – в этом приходе единство.
Когда народ, носящий имя Христово, живет в смирении перед Богом и в кротости друг ко другу – такой народ един.
Итак, «поступать достойно своего звания» христианину – значит нести в мир не свой эгоизм, не свою правоту, а тот дух любви и единства, который есть таинственная суть жизни Пресвятой Троицы. Ибо как Отец, Сын и Дух Святой пребывают в единстве любви, так и мы, носящие Их Имя, призваны к тому же.
Помоги нам, Господи, жить достойно высокого звания христианина! Выйти сегодня из храма с решимостью быть миротворцами — в первую очередь, в своих семьях. Снисходить любовью к родителям, мужу, к жене, к детям.
Возьмем этот апостольский рецепт и будем применять его каждый день к своим ближним, к родным, к соседям, к сослуживцам, к начальникам и к подчиненным. Долготерпеть их слабости, убивая в себе гордыню, эту мать всех грехов. И тогда наша жизнь станет достойным ответом на зов с Небес, который мы однажды услышали у купели Крещения.
Священник Вячеслав Клюев.
Источник: Глазовская епархия Русской Православной Церкви
https://vk.com/wall-77906142_20127