С кем и где воюют христиане?
В Неделю 27-ю по Пятидесятнице Церковь предлагает задуматься над вопросом, который может показаться странным или даже тревожным: с кем воюют христиане? Вроде бы мы говорим о мире, о любви, о прощении. Вроде бы читаем: «Блаженны миротворцы». И все же апостол Павел в Послании к Ефесянам говорит прямо и недвусмысленно о брани. Не о простых трудностях, а о самой настоящей войне.
«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
и обув ноги в готовность благовествовать мир;
а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.» (Еф. 6:10-17).
Важнейшее уточнение, которое меняет все: «наша брань не против крови и плоти». Как часто мы ошибаемся в определении противника! Как легко мы попадаем в ловушку, думая, что наша борьба — с тем начальником, который нас не ценит; с тем соседом, который нас раздражает; с теми родственниками, которые нас не понимают; с теми политическими силами, которые нам не нравятся. Мы тратим силы, эмоции, время на борьбу с людьми, «с кровью и плотью», и удивляемся, почему истощаемся, почему гаснет любовь, почему в сердце остается горечь.
Но Апостол открывает нам глаза на другую реальность — реальность невидимого фронта. Наша брань, говорит он, «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». Это откровение о существовании невидимого человеческому глазу, организованного, могущественного царства тьмы, системы зла, которая стремится украсть, исказить, извратить, убить и погубить все, что создал и возлюбил Бог. И эта система работает не где-то далеко. Она действует в сфере идей, в сфере ценностей, в сфере наших мыслей и желаний.
Настоящий враг рода человеческого никогда не выходит на открытую битву под своим знаменем. Его стратегия — обман, подмена, маскировка. Он хочет, чтобы мы боролись с человеком, а не с той ложью, которую он посеял в наших отношениях. С человеком, а не с духом осуждения, который атакует наш ум и сердце в ответ на ставшую нам известной некую негативную информацию о человеке (не важно, соответствующую действительности или нет). С человеком, а не с духом зложелательства, злопамятства, мстительности и возмездия, сковывающего нашу душу в ответ на причиненную нам обиду, боль, измену, разочарование, лишение нас комфорта.
Вот почему апостол и призывает, как полководец, своих солдат: «Облекитесь во всеоружие Божие!» Это оружие — не против людей. Меч духовный — Слово Божие — не для того, чтобы ранить ближнего. Щит веры — не для того, чтобы отгораживаться от тех, кто думает иначе. Нет. Все это — против козней, против стратегий, против лжи, против атак из духовного мира.
Так с кем же мы воюем? Мы воюем с тьмой, но не с людьми, сидящими во тьме. Мы воюем с грехом, но не с грешником, опутанным его сетями. Мы воюем с отчаянием, но не с собой унывающим. Наша задача — увидеть в человеке, как в ближнем, так и в себе самом — образ Божий, нуждающийся в защите и почтении, а за конфликтом с ближним — действие того, кто сеет вражду из мира реального, но невидимого. И главное — перво-наперво мы воюем с гордыней, тщеславием, гневом, чревоугодием, блудом, унынием и отчаянием, гнездящимися в нас самих! В этой битве неизбежным является как бы внутреннее распятие самих себя, своих страстей и похотей. Поэтому помните, что ваш муж, ваша жена, ваш родитель, ваш ребенок, ваш коллега — не ваш враг. Ваш враг — это то, что пытается разрушить вашу любовь, ваше терпение, ваше единство, украсть мир и покой из сердца, оставляя там холодность, пустоту, обиду, раздражительность, тревожность и неудовлетворенность.
У нас против этого врага есть все необходимое оружие, перечисленное Апостолом. Особый акцент при этом Апостол делает на молитве, говоря: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь об это самом со всяким постоянством и молением обо всех святых» (Еф.6:18).
Главное — не позволять диаволу подменить цели. Не воюйте с людьми. Воюйте за людей и за себя. Воюйте любовью против ненависти. Воюйте истиной против лжи. Воюйте верой против отчаяния. Приводите себе на память Слово Божие, наставления Святых отцов и призывайте благодатную помощь Божию. И тогда, все преодолев и устояв, будем, как победители, возвышаться не над поверженными людьми, а над отверженными грехами. Как верные воины Христовы, которые смогли различить истинного врага и победить его силой своего Господа.
Однако, разобравшись в том, что наша брань не против крови и плоти, но против духов злобы, надлежит нам и твердо знать, где происходит эта битва? Где неприятель полагает свои самые коварные укрепления? Святые отцы, эти опытные воины Христовы, прошедшие пустыни и пещеры, свидетельствуют единогласно: поле духовной брани — внутри самого человека. Это — наша внутренняя крепость, стены и башни которой суть ум, сердце и воля.
Первый фронт невидимой брани — ум. Это командный центр нашей битвы. Святитель Феофан Затворник называет ум «руководством и путем к Богу». Именно сюда летит первая и самая ядовитая стрела — стрела помысла. Враг не может войти в душу насильно, но он стучится в двери ума различными мыслями: сомнением в Боге, осуждением ближнего, воспоминанием обид, картинами тщеславия или блуда. Как говорят отцы, первый помысел — это просто птица, пролетающая над головой. Грех не в этом. Грех начинается тогда, когда мы позволяем этой птице свить гнездо в наших волосах — то есть начинаем собеседовать с помыслом, рассматривать его, слагаться с ним, допуская ему трансформироваться в желание. Убивать врага надо в самом зародыше — в стадии прилога.
Как же хранить ум? Трезвением и бодрствованием — неусыпным вниманием к тому, что происходит в нашей мыслительной мастерской. И главным оружием здесь является Иисусова молитва. Краткое, но мощное призывание имени Господа становится мечом, отсекающим всякий чуждый помысел. Чтение Священного Писания и святоотеческих наставлений — это чистая пища для ума, которая вытесняет ядовитые прилоги. Ум, очищенный молитвой и освященный истиной, становится не крепостью врага, а светильником для всего нашего существа.
Второй фронт духовной битвы — сердце. Через него организуется связь нашего духовного штаба с боевыми порядками. В библейском понимании сердце — это не просто центр чувств, а средоточие всей нашей духовной жизни, тайник личности. Преподобный Макарий Великий говорит, что сердце — это «малый сосуд, но там есть все», в нем сходятся и добро, и зло. Именно здесь происходит главная битва за любовь, за душу, за нашу участь в вечности. Враг стремится ожесточить наше сердце, иссушить в нем любовь к Богу и ближнему, наполнить его страхами, горечью и самолюбием, земными привязанностями к тленному. Броня праведности, о которой пишет апостол Павел, — это и есть главная охрана сердца. Как ее обрести? Через смирение сердца, через кротость нрава, через постоянный покаянный настрой и хранение той радости, которую приносит благодать Святого Духа. Смирение смягчает окамененное сердце, делая его способным принять благодать. Покаяние же, по слову святых отцов, — это «второе крещение», постоянно обновляющая сила, которая омывает сердце от скверны. Когда мы каемся, мы открываем двери сердца Божественному Врачу. Также сердце врачуется и оживотворяется причащением Святых Христовых Таин. В Евхаристии мы принимаем в себя Самого Христа, и Его любовь, как живительный огонь, согревает и оживляет наше охладевшее сердце.
Третий фронт войны за душу — воля. Это — наши духовные вооруженные силы, боевые порядки, противостоящие злу в нас. Враг прекрасно знает, что можно иметь правильные мысли и даже добрые чувства, но если воля парализована, человек бездействует, битвы как таковой нет. И потому стратегия врага рода человеческого — сначала расслабить, а затем поработить нашу волю через страсти и греховные привычки и навыки. Он предлагает малые компромиссы: «Сегодня можно не молиться, ты устал», «Одну злую шутку можно сказать, это же просто смешно». Так, шаг за шагом, от повторения к повторению, от отложения битвы на вечер, на завтра, на отпуск, до отложения ее на более поздний этап жизни, воля ослабевает и в конце концов переходит под чужое командование, начиная служить не Богу, а страстям и похотям.
Как укрепить волю? Послушанием и деланием. Святые отцы, особенно в монашеской традиции, видели в послушании (Богу, духовному отцу, голосу совести) высшую школу для воли. Это — добровольное отсечение своеволия, которое тренирует духовные мускулы. Также необходимо постоянное, пусть даже малое, но регулярное делание: терпеливое, неустанное понуждение себя к исполнению заповедей Божиих, сопровождаемое молитвенным правилом, постом, трудом, попеременной концентрацией на противостоянии конкретной, наиболее досаждающей страсти. Каждая малая победа на этом пути, совершенная с помощью Божией, укрепляет волю, делает ее способной и на большие свершения. Как говорит апостол: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13).
Внутренняя брань — дело всей нашей жизни. Нельзя один раз надеть доспехи, взять в руки оружие и считать дело сделанным. Это — ежедневный, ежеминутный труд. Но надо помнить, что выходя день за днем на эту битву, мы также ни днем, ни ночью не остаемся одни. Благодать Божия, которую мы привлекаем через молитву, таинства, чтение Слово Божие, богомыслие, дела милосердия, — это не просто помощь извне. Это — сама Жизнь Божия, входящая в нас и обновляющая наши ум, сердце и волю изнутри.
Давайте же с надеждой и дерзновением чаще обращаться к нашему Главнокомандующему — Господу Иисусу Христу, прося укрепить нас могуществом Его силы. Он победил мир — и нам дарует Свой мир, чтобы, устояв в этой невидимой брани, мы могли обрести непреходящую радость и покой для наших бессмертных душ.
Священник Вячеслав Клюев.
Источник: Глазовская епархия Русской Православной Церкви
https://vk.com/wall-77906142_20335